Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов по биологии                     Суматохин С.В., кандидат педагогических наук,
консультант отдела Департамента
государственой политики в сфере образования
Министерства образования и науки РФ

25.01.2005

Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается в его профилизации. При этом в 10—11 классах образование должно стать более дифференцированным и индивидуализированным.

Предполагается, что на старшей ступени общего образования будут преподаваться три группы учебных курсов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные. Базовые общеобразовательные курсы направлены на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы — это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Элективные (от латинского electus — избранный) курсы — это обязательные для изучения курсы по выбору учащихся. Базовые и профильные курсы составляют инвариантную часть, а элективные курсы — вариативную часть содержания среднего (полного) общего образования.

Новые элементы содержания апробируются сначала в вариативной части, а затем включаются в инвариантную. Так было всегда. В советской школе новое содержание образования проверялось в процессе преподавания факультативных (от латинского facultas — способность, возможность) курсов. В конце 80-х — начале 90-х гг. XX века многие учителя биологии преподавали такие факультативные курсы, как «Основы биотехнологии», «Молекулярная биология» и другие (1). Сейчас эта задача будет решаться с помощью элективных курсов.

По мнению специалистов (А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев), на изучение одного элективного курса целесообразно отводить от 35 до 70 часов. Он может преподаваться одно полугодие, учебный год или два учебных года (10—11 классы). Реализуются элективные курсы за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

1) Являются «надстройкой» профильного курса, и такой дополненный профильный курс биологии становится в полной мере углубленным. Эту функцию могут выполнять такие элективные курсы, как «Клетки и ткани» /авторы Д.К.Обухов, В.Н. Кириленкова/(2), «Эволюция органического мира».

2) Развивают содержание базового курса биологии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (химии, физики) на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по биологии. Для реализации этой задачи подходят такие элективные курсы, как «Биологическая химия», «Биофизика: история, открытия, современность» /авторы А. В. Брильков, З.Г.Холостова, В.В.Фишов/ (2).

3) Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В этом случае можно использовать такие элективные курсы, как «Бионика: перекрестки науки и техники», «История биологических открытий».

Чтобы успешно выполнять названные выше функции, элективные курсы не должны дублировать содержание базового и профильного курсов биологии. Поэтому, отбирая материал для элективных курсов, составители учебных программ и авторы пособий должны стремиться ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой?», «Чем этот элективный курс будет полезен, интересен ученику?». Отобранное содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию.

Известно, что формой фиксации содержания образования на уровне учебного предмета являются учебные программы. Поэтому учебные программы элективных курсов целесообразно рассматривать как средство фиксации содержания биологического образования на уровне учебного предмета и как руководящий документ для учебного процесса. Это две функции учебных программ.

Исходя из первой функции, общим требованием ко всем учебным программам элективных курсов является их внутреннее единство, общие теоретические основы их разработки и целостное отражение содержания биологического образования.

Вторая функция учебных программ заключается в том, что они являются нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность создателей учебных и методических пособий. Поэтому нельзя забывать о том, что учебные программы служат и средством контроля за работой учителя.

Функции учебных программ требуют, чтобы они излагались на языке педагогически интерпретированных целей, отраженных полно и конкретно. Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с их различными признаками, характеристиками и связями. Под конкретностью понимается такое представление элементов, которое показывает путь реализации заданного содержания в учебном пособии и далее в учебном процессе, что делает программы инструментальными.

Полнота и конкретность программ взаимосвязаны: чем глубже осознается составителями количество элементов и связи между ними, тем легче достигается инструментальностъ программ. И наоборот, расчлененная представленность элементов помогает контролировать их число и связи.

Требование конкретности учебных программ тесно связано с требованием процессуального характера программ. Под процессуальностью понимается такое построение программ, при котором содержание элективных курсов показывается в единстве с процессом обучения.

Основываясь на раскрытых выше положениях, рассмотрим, как общие требования к программам должны реализовываться в их структурных элементах. Каждая учебная программа должна начинаться с пояснительной записки. Ее назначение состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность предлагаемого авторами элективного курса, раскрыть его состав и структуру, показать его функции, специфику и значение для решения общих задач биологического образования. В пояснительной записке в общих чертах показывается методическая система достижения указанных целей, описываются средства их достижения. Такой подход помогает выделить общие требования к умственному развитию учащихся, общие группы знаний, умений, ситуаций по формированию опыта творческой деятельности.

Для усиления инструментальности учебной программы важное значение имеют пути ее осуществления в учебном процессе. Поэтому в пояснительной записке целесообразно охарактеризовать рекомендуемые для реализации содержания методы и организационные формы обучения. При этом надо разъяснить учителю, что и в каком направлении он может изменять, варьировать, обогащать. Желательно призвать учителя к творческому подходу при использовании программы.

Следует подчеркнуть, что ни одна программа и ни одно учебное пособие не могут отразить новейшие научные достижения. Привлекать такой материал - прерогатива учителя. В заключительной части пояснительной записки желательно указать учебные книги, в которых она реализована.

После пояснительной записки в учебной программе приводятся разделы и темы с конкретным содержанием. Это основная часть учебной программы. В ней раскрывается система понятий, показывается, на каком материале реализуются идеи, обозначенные в пояснительной записке. Процессуальному характеру изложения содержания способствует список демонстраций, лабораторных и практических работ, экскурсий, перечень необходимых материалов и оборудования. Завершается программа рубрикой «Основные требования к знаниям и умениям».

Обратим внимание на то, что организационно-общеучебные, социально значимые или личностно-значимые умения, определяющие условия подготовки и проведения учебной деятельности, необходимо указывать и давать им краткую характеристику в пояснительной записке к программе, а не в самом тексте программы /по Т.А. Козловой/ (3).

Приступая к разработке элективных курсов, необходимо учитывать, что речь идет не только о программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Meтодика обучения элективным курсам по биологии еще только начинает формироваться. С самого начала ее целесообразно строить на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции. Важными составляющими занятий по элективным курсам могут стать практические работы и исследовательские проекты.

Методика обучения элективным курсам должна развивать у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т.д. Считаем уместным организовывать обсуждение достоинств и отдельных недостатков учебников и пособий, обучать их умению анализировать книги.

Для промежуточной аттестации учащихся можно рекомендовать написание рефератов. При выполнении реферативных работ учащиеся могут обращаться к различным источникам: журналам «Биология для школьников», «Биология в школе», «Наука и жизнь» и к другим научно-популярным изданиям. Большим подспорьем здесь может быть использование Интернет-технологий, учебных CD-дисков (4, 5). Хороший реферат может стать дополнением к соответствующей главе учебного пособия по элективному курсу, тогда учащиеся станут участниками такого рода деятельности, как, например, «Допишем учебник!». Однако на это их надо настраивать заблаговременно.

Обратим внимание на возможности использования электронных рефератов. К сожалению, случается, что учитель предлагает ученику написать реферат, а ученик «скачивает» его из Интернета. Во избежание таких случаев целесообразно ставить перед учащимися задачу найти в глобальной сети несколько рефератов по теме, изучить их, сделать аннотированный список этих материалов, отобрать из них наиболее содержательные и интересные фрагменты.

Такая методическая система разработки и преподавания элективных курсов поможет, на наш взгляд, выпускникам школы при обучении в средней и высшей профессиональной школе.

Литература

1.       Биология в школе: Сб. нормат. документов /Сост. В.И.Сивоглазов. М.: Просвещение, 1987.

2.       Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание» /Министерство образования Российской Федерации — Национальный фонд подготовки кадров. -М.: Вита-Пресс, 2004.

3.       Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983.

4.       Мамонтов С. Г. Открытая биология /Под ред. А.В.Маталина. М.: Новый Диск, 2004.

5.       Ахлебинин А.К., Герке СБ. Природа РОССИИ. М.: Новый Диск, 2004.

Сайт создан в системе uCoz