Организация и оформление результатов НОУ

В последние годы в школах России стала весьма популярной НИР школьников. Этому есть объяснение — многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью под впечатлением от прочитанного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем своих подопечных, поддержать и развить их интерес в своей области знаний. Однако в существующих программах педагогических вузов отсутствуют курсы, позволяющие дать будущему педагогу основы организации НИР. И, к сожалению, к руководству работой учащихся в области, например, наук естественно-математического цикла учителя часто бывают не готовы. Настоящая статья — попытка в сжатой форме рассказать о последовательности проведения НИР и оформлении результатов.

 

Последовательность этапов НИР

Последовательность основных этапов выполнения научно-исследовательских работ по биологии имеет много общего с алгоритмом научных исследований в области технических наук [I].

Выбор темы исследования. При выборе темы необходимо учитывать два критерия:

1.                        субъективный — тема должна соответствовать интересам исследователя;

2.                        объективный: а — тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) практическом отношениях; б — тема должна быть реально выполнимой ~ надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение). Если исследователь приступает к работе впервые, не знаком с достижениями в данной области, то выбор конкретной темы для него затруднителен, и необходима консультация специалиста. Безусловно, существуют и малоизученные или едва оформленные направления исследований, что декларируется даже в учеб­никах или в справочных изданиях. Занимаясь исследованием в такой области науки, ученик с большой долей вероятности познает "terra incognita".

На втором этапе формулируется цель исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.

Для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы необходимо тщательное знакомство с литературой по данной проблеме. Сначала придется заняться поисками литературы. Информацию об основных работах по теме можно получить у преподавателя. Познакомившись с этими литературными источниками, следует взять на вооружение цитируемые в изданиях работы, которые могут содержать интересующую вас информацию. Существуют также отдельные публикации, предлагающие исчерпывающие библиографические списки по той или иной теме за определенный промежуток времени. Безусловно, помощь в поиске литературы может оказать и традиционный способ — просмотр каталогов библиотек. Особенно хороший результат дает работа а крупнейших библиотеках России. Провинциальный исследователь может воспользоваться системой межбиблиотечного абонемента (МБА) или прямо заказать копию работы в центральной библиотеке.

Важный источник библиографической информации — справочные издания. Особенно следует обратить внимание на реферативные журналы, содержащие информацию о работах, вышедших за определенный период. Эти изда­ния сейчас имеются и в компьютерном варианте. Пример такого справочно-библиографи-ческого издания по зоологии — "Zoological Record", издаваемый с середины прошлого века и также выходящий сейчас в печатном и компьютерном вариантах. Ксеро- или фотокопии работ, прореферированных в РЖ, можно заказать в ВИНИТИ (Всесоюзном институте научной и технической информации). В современном мире большие возможности для получения информации открывают разнообразные компьютерные системы, в частности INTERNET.

Иногда ни один из перечисленных путей поиска литературного источника не дает положительного результата. В этом случае можно попытаться обратиться за помощью либо непосредственно к автору публикации (адрес часто бывает опубликован в названных выше справочных изданиях или в специальных справочниках, например в справочнике по специалистам по биоразнообразию [2]).

Таким образом, предприняв определенные усилия, можно и нужно добиться такого состояния, когда подавляющее большинство необходимых литературных источников находится в вашем распоряжении. Процессы научной интеграции и компьютеризации науки делают это вполне реальным. Отметим также, что полноценное изучение литературы по теме - обязательное условие успешности выполняемого исследования.

После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним. Прежде всего надо занести библиографи­ческие данные книги (статьи) в карточку, тем самым положив начало формированию своей картотеки по теме. Параллельно следует создавать соответствующую компьютерную базу данных. В зависимости от возможностей можно выбрать один из двух перечисленных вариантов. Библиографические данные должны быть полными, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей по составлению списка работ. Далее идет целенаправленное (исходя из задач исследования) конспектирование, выписывание цитат. В последнем случае обязательно указывают номер страницы, из которой взята цитата. Ценные рекомендации по принципам ознакомления с литературой приведены в работе известного биолога А.А.Любищева [З].

Итак, после завершения работы с литературой исследователь обладает следующим "заделом":

• ориентируется в выбранной области научного исследования, в том числе знает о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, а значит, может четко оценить и сформулировать актуальность темы;

ознакомлен теоретически с методиками исследования;

• способен написать главу работы "Обзор литературы";

• может сформулировать задачи исследования (конкретизировать цель) и разработать его план;

способен проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с таковыми других исследователей.

4. Формулировка задач исследования — тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы.

5. Выбор и освоение методики — "инструмента", посредством которого будут решаться поставленные задачи.

6. Составление календарного плана работы на весь период исследований и на отдельные его промежутки.

7. Написание программы исследования. Программа исследований включает следующие положения: основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность), цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план

8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике. В биологических исследованиях этот этап чаще всего подразделяется на подэтап полевых работ (или проведение экспериментов в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов. Изучение биологических объектов следует всегда начинать с установления их систематического положения. Если этот шаг не сделан, даже безупречно выполненная в остальном работа теряет ценность.

9. Анализ результатов работы, сопоставление их с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д.

10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.

 

 

Правила написания научных работ

При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетание в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным. Желательно делать меньше ссылок на себя, а если делать, то о себе — в третьем лице: "автор полагает", "по нашему мнению" и т.д.

Рукопись не следует перегружать цифровым и иллюстративным материалом, но нельзя и совсем отказаться от него. На одном авторском листе (16-20 с.) рекомендуется размещать не более 5-8 иллюстраций в научной и 5-12 — в учебной и научно-популярной литературе. Вспомогательный материал выносится в приложение.

Общий план изложения научной работы может быть таким.

1. На первой странице помещается следующая информация: название работы, ФИО автора, город, номер школы, класс.

Само название работы должно наиболее лаконично отражать содержание исследования.

2. Оглавление. Помещается либо в начале, либо в конце крупной по объему работы. Для небольших сообщений (статья, тезисы) необходимости в оглавлении нет.

3. Предисловие. Необязательная часть публикации, в которой оговариваются внешние предпосылки создания научного труда.

4. Вступление (введение). В этой части автор вводит читателя в круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований.

5. Обзор литературы. В главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок на работы авторов.

6. Основная часть. Ключевая глава научной работы. В биологических исследованиях здесь должны быть отражены следующие разделы:

• Материал и методика.

• Описание места и условий исследования.

• Основные результаты исследования.

• Обобщение и выводы.

При изложении цифровой материал преподносится в виде таблиц. Следует тщательно продумывать их названия, памятуя о том, что каждое из названий должно содержать ответы на вопросы "что?", "когда?", "где?", "откуда?". Нумерация таблиц в работе сквозная.

Чрезвычайно важно не приписывать себе приоритет тех открытий, которые сделаны предыдущими исследователями, а, наоборот, ссылаться на известные в науке факты.

Высказывания, не принадлежащие исполнителю работы и не являющиеся общепринятыми, следует сопровождать ссылками на автора, которому они принадлежат. Ссылки могут быть двоякими. Это либо цитата, либо переложение мысли другого автора своими словами. В обоих случаях после предложения идет собственно ссылка. В биологической литературе приняты два основных варианта. Обычно это помещенная в скобки фамилия автора с годом выхода его публикации: (Иванов, 1985). Если необходимо сослаться на нескольких авторов, придерживаются хронологического принципа: (Иванов, 1985;

1986; Петров, 1987; Иванов, 1989). Второй способ — указанная в квадратных скобках цифра, обозначающая номер литературного источника из списка литературы, например [I]. Когда приводится дословное высказывание, после ссылки указывается номер страницы, с которой выписана цитата: (2, с.207).

Выводы должны отвечать только тому мате­риалу, который изложен в работе, и соответствовать поставленным в начале исследования за­дачам. При формулировке придерживаются принципа: идти от частных выводов к более общим и важным. Нежелательно дублировать в выводах то, что уже было сказано в основном содержании.

7. Заключение — обобщение наиболее существенных положений работы, подведение ее итогов.

8. Перспективы исследования. Эту часть работы можно поместить и в заключение.

9. Список литературы. В списке должны быть все литературные источники, на которые автор ссылается в своей публикации.

 

Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:

1) алфавитный принцип;

2) в публикациях на русском языке сначала помещаются названия русских работ, затем — иностранных;

3) если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы, руководствуясь вновь алфавитным принципом;

4) если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в хронологической последовательности:

5) если ссылки а тексте обозначают цифрами, заключенными в скобки, то последовательность литературных источников в списке ли­тературы должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе.

Более подробную справку о правилах оформления списков литературы в научных изданиях можно получить из работы Ю.В. Альберта [4].

10. Приложения. Обычны в курсовых, дипломных и диссертационных работах. В них выносятся вспомогательные таблицы, графики, дополнительный текст и пр.

Часто от автора требуется написание аннотации и реферата работы.

Аннотация— краткая характеристика работы с точки зрения содержания, назначения и других особенностей. Она должна отвечать на вопрос: "О чем говорится в работе?"

Реферат— сокращенное содержание работы.

Заключительный этап в подготовке рукописи к печати — авторское редактирование. Рекомендуется текст читать не менее трех раз через определенные промежутки времени. В результате такой работы замечаются и устраняются недостатки, пропущенные при написании первого варианта. Любому начинающему исследователю не мешает познакомиться с литературой по методике редактирования текста [5].

Научная организация труда (НОТ) в области исследовательской деятельности предполагает также планирование и учет бюджета времени. Великолепный пример организации работы в этой части дает опыт А.А.Любищева [3].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы научных исследований: Учеб. Для техн. вузов / В.И.Крутов, И.М.Грушко, В.В.Попов и др.; Под ред. В.И.Крутова, В.В.Попова. М-: Высшая школа,1989.400 с.

2. Кто есть кто: биоразпообразие. М.: КМК Scientific Press, 1997.675с.

3. Любищев А.А. Материалы в помощь начинающим научным работникам: Учебное пособие к спецкурсу. Ульяновск: УГПИ им. И.Н.Ульянова, 1991. 112с.

4. Альберт Ю.В. Списки литературы в научных изданиях. Составление и оформление. Киев: Наукова думка,1987. 152 с.

5. Сикорский Н. М-Теорией практика редактирования. М.: Высшая школа, 1971. 367 с.

Сайт создан в системе uCoz