Фамилия __________________________                           Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________                          Рабочее место № ______________

Класс      ___________________________

Шифр     ___________________________

ЗАДАНИЯ
практического тура XIX Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Челябинск - 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория анатомии и физиологии растений

ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ И ТАКСОНОМИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА

Уважаемые участники олимпиады! В лаборатории анатомии и физиологии растений Вам предлагается выполнить три задания. За правильное выполнение заданий Вы можете получить в общей сложности 20 баллов. Последовательность выполнения заданий на Ваше усмотрение.

Материал исследования, реактивы и оборудование: листья растений, спирт, йод, флороглюцин, концентрированная соляная кислота, фильтровальная бумага, сердцевина бузины (или кусочки пенопласта, картофеля), микроскоп, окуляр, препаровальные иглы, ступки, пестики, фарфоровые чашки, иголки, нитки, линейки, карандаш, капиллярные пипетки, стаканчики с водой, пинцет, скальпель, лезвие, предметные и покровные стекла, марлевые салфетки.

Задание 1. Сделайте поперечный срез из предложенной Вам листовой пластинки и приготовьте микропрепарат, соблюдая правильную методику и технику.

1А. Когда препарат готов, поднимите руку – преподаватель оценит методику, технику и качество приготовления среза. Поставит оценку

Методика и техника

Качество среза

 

 

1Б. Изучите его под микроскопом. Зарисуйте срез и обозначьте составляющие его ткани, используя наиболее подходящие коды.

№ исследуемого объекта: ____________________________

Обозначения к рисунку (коды):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Исследуемый срез органа растения

Коды для обозначения анатомо-систематической характеристики исследуемого среза органа растения и его систематического положения:


01.  кутикула;

02.  ризодерма;

03.  нижний эпидермис;

04.  устьице;

05.  столбчатая ассимиляционная паренхима;

06.  губчатая ассимиляционная паренхима;

07.  ассимиляционный, складчатый мезофилл;

08.  трансфузионная ткань;

09.  мезофилл листа однодольного растения;

10.  гиподерма;

11.  мезофилл листа папоротника;

12.  водоносные (гиалиновые) клетки мха;

13.  моторные клетки;

14.  друзы;

15.  склереиды;

16.  рафиды;

17.  цистолит;

18.  пластинчатая колленхима;

19.  уголковая колленхима;

20.  смоляной ход;

21.  склеренхима;

22.  эндодерма;

23.  флоэма;

24.  ксилема;

25.  пучковый камбий;

26.  межпучковый камбий;

27.  воздухоносная полость;

28.  коллатеральный пучок;

29.  биколлатеральный пучок;

30.  концентрический пучок;

31.  радиальный пучок;

32.  пластинки ассимиляторы листа мха;

33.  лист;


 

Задание 2.

Определите наличие основных и дополнительных пигментов листовой пластинки, объясните причину разного расположения пигментов на фильтровальной бумаге.

Ход работы:

1. Используя имеющиеся оборудование приготовьте спиртовую вытяжку из листьев.

Разотрите в ступке листья с небольшим количеством мела и 5 мл спирта. Добавьте еще 5 мл спирта и хорошо перемешайте (можно дать вытяжке настояться 1-2 минуты). Полученную вытяжку отфильтруте через складчатый фильтр. Для перенесения вытяжки смажьте носик ступки с внешней стороны вазелином, а в воронку под углом 60° поставьте стеклянную палочку и по ней слейте аккуратно вытяжку.

2. С помощью микропипетки нанесите спиртовую вытяжку на стартовую линию, проведенную простым карандашом на расстоянии 2 см от основания полоски. После полного высыхания повторите операцию 4-5 раз. После этого поместите полоску хроматографической бумаги с нанесенной вытяжкой в химический стакан, в который предварительно налито 5 мл петролейного эфира. Разделение пигментов происходит примерно на расстоянии 5-7 см от стартовой линии (через 5-10 минут).

3. Наклейте хроматограмму и подпишите находящиеся на ней пигменты.

4. Объясните почему пигменты располагаются на разном уровне. ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите основные и вспомогательные пигменты фотосинтеза, находящиеся на хроматограмме. _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Объясните, почему пигменты имеют различную окраску. ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Укажите систематическое положение изучаемого растения (отдел, класс). Ответ обоснуйте.


А. отдел Моховидные;

Б. отдел Папоротниковидные;

В. отдел Голосеменные;


Г. отдел Покрытосеменные;

Д. класс Однодольные;

Е. класс Двудольные.


 

Систематическое положение изучаемого растения (код)    ____________________;

 

Обоснование ответов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия   ________________________                           Шифр _____________

Имя           ________________________               

Регион          ________________________                                  Рабочее место ________

Шифр     ________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 9 класс

 

Морфологическое описание растения

        

План описания:

1.     Жизненная форма растения.

2.     Подземные органы.

3.     Побеги:
а) по функциям;
б) по структуре;
в) по положению в пространстве.

4.     Стебель (форма и опушение)

5.     Листорасположение.

6.     Лист:
а) черешковый, сидячий;
б) наличие прилистника;
в) простой или сложный;
г) жилкование.

7.     Тип соцветия.

8.     Характеристика цветка.

9.     Формула и диаграмма цветка.

10. Определите растение и семейство, к которому оно относится.

 


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование спорообразующих бактерий

1. Сравните две культуры спорообразующих бактерий. Отметьте различия в условиях роста и, в связи с этим, особенности физиологии этих организмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из культур и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте характер спорообразования и другие особенности морфологии. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Опишите особенности биологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________

Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование дрожжей

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат клеток дрожжей, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Определите процент жизнеспособных клеток _____________________________

4. Опишите особенности физиологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из кисломолочных продуктов

1. Приготовьте окрашенный фиксированный или временный (раздавленная капля)  препарат микроорганизмов из кефира (или другого кисломолочного продукта), соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте морфологию клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Опишите особенности биологии этих микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Укажите организмы, которые используют для приготовления кисломолочных продуктов и их роль в этом процессе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из рассола кислой капусты

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат микроорганизмов из рассола кислой капусты, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Отметьте особенности биологии данных микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите микроорганизмы, участвующие в приготовлении кислой капусты и их роль на разных этапах этого процесса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов воздуха

1. Сравните результаты посева микроорганизмов воздуха в помещении и на улице. Отметьте различия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из бактериальных колоний и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Напишите, что можно сказать о физиологии данного организма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование спорообразующих бактерий

1. Сравните две культуры спорообразующих бактерий. Отметьте различия в условиях роста и, в связи с этим, особенности физиологии этих организмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из культур и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте характер спорообразования и другие особенности морфологии. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Опишите особенности биологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование дрожжей

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат клеток дрожжей, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Определите процент жизнеспособных клеток _____________________________

4. Опишите особенности физиологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из кисломолочных продуктов

1. Приготовьте окрашенный фиксированный или временный (раздавленная капля)  препарат микроорганизмов из кефира (или другого кисломолочного продукта), соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте морфологию клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Опишите особенности биологии этих микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Укажите организмы, которые используют для приготовления кисломолочных продуктов и их роль в этом процессе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из рассола кислой капусты

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат микроорганизмов из рассола кислой капусты, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Отметьте особенности биологии данных микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите микроорганизмы, участвующие в приготовлении кислой капусты и их роль на разных этапах этого процесса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Класс      __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов воздуха

1. Сравните результаты посева микроорганизмов воздуха в помещении и на улице. Отметьте различия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из бактериальных колоний и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Напишите, что можно сказать о физиологии данного организма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задания V этапа XIX Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. Челябинск – 2003 год

10 - 11 классы

Задание 1. Задание включает  100 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1.        Прикрепление к почве и всасывание воды с минеральными веществами у маршанции осуществляется за счет:
а) ксилемы;
б) флоэмы;
в) простых ризоидов; +
г) язычковых ризоидов.

2.        На спорофите ламинарии формируются:
а) женские гаметангии (оогонии);
б) мужские гаметангии (антеридии);
в) спорангии; +
г) оогонии и антеридии.

3.        В течение всей жизни способны расти листья:
а) кокосовой пальмы;
б) сосны;
в) вельвичии; +
г) пихты.

4.        Среди семенных растений сперматозоиды образуются у:
а) гинкго двулопастной; +
б) финиковой пальмы;
в) орхидеи;
г) лиственницы.

5.        В начале ХХ века датский ботаник К. Раункиер выделил у растений:
а) две жизненные формы;
б) три жизненные формы;
в) четыре жизненные формы;
г) пять жизненных форм. +

6.        Устьичный аппарат капусты:
а) аномоцитный;
б) анизоцитный; +
в) парацитный;
г) диацитный.

7.        У хламидомонады светочувствительный глазок
а) находится в оболочке;
б) целиком погружен в цитоплазму;
в) находится в выделительной вакуоли;
г) находится на хроматофоре. +

8.        К хамефитам (по К. Раункиеру) относят:
а) пастушью сумку;
б) мятлик однолетний;
в) бруснику; +
г) тюльпан.

9.        Клетки трансфузионной ткани выполняют функцию:
а) синтеза белка;
б) фотосинтеза;
в) проведения веществ; +
г) образования гемицеллюлозы.

10.    По характеру утолщения оболочек трахеиды могут быть:
а) кольчатыми и спиральными;
б) спиральными и пористыми;
в) пористыми и кольчатыми;
г) кольчатыми, спиральными и пористыми. +

11.    В корнях семенных растений начало феллогену дает(-ют):
а) экзодерма;
б) производные перицикла; +
в) паренхима первичной коры;
г) эндодерма.

12.    Элементарное (простое) соцветие головка образует метелку у:
а) пижмы обыкновенной;
б) сирени обыкновенной;
в) акации серебристой; +
г) костра безостого.

13.    На рисунке изображен поперечный срез корня ириса (Iris germanika ). Тип пучка в центральном цилиндре:
а) концентрический;
б) коллатеральный;
в) радиальный; +
г) биколлатеральный.

14.    Масло получают из околоплодника:
а) подсолнечника;
б) кукурузы;
в) маслин; +
г) горчицы.

15.    У диатомовых водорослей:
а) преобладает гаплоидное поколение;
б) преобладает диплоидное поколение;
в) диплоидна только зигота;
г) гаплоидны только гаметы. +

16.    В отличие от всех покрытосеменных у голосеменных отсутствует:
а) камбий;
б) вторичная ксилема;
в) перикарпий; +
г) семядоли.

17.    Грамположительные и грамотрицательные бактерии различаются:
а) строением клеточной стенки; +
б) строением цитоплазматической мембраны;
в) количеством рибосом;
г) способом спорообразования.

18.    Актиномицеты относятся к:
а) грибам;
б) цианобактериям;
в) микоплазмам;
г) бактериям. +

19.    Не имеют клеточной стенки:
а) бациллы;
б) риккетсии;
в) стрептококки;
г) микоплазмы. +

20.    Микроорганизмы, нуждающиеся в факторах роста, называются:
а) ауксотрофами; +
б) прототрофами;
в) олиготрофами;
г) фототрофами.

21.    Бациллы это:
а) грамположительные спорообразующие палочки; +
б) грамотрицательные спорообразующие палочки;
в) грамотрицательные неспорообразующие палочки;
г) грамположительные неспорообразующие палочки.

22.    У семенных растений начало заложения бокового корня дает:
а) экзодерма;
б) эндодерма;
в) перицикл; +
г) паренхима коры.

23.    Запасные питательные вещества и багрянковый крахмал характерны для водорослей:
а) зеленых;
б) красных; +
в) бурых;
г) диатомовых.

24.    Формула цветка ландыша:
а) * Ч3 Л3 Т6 П1;
б) * Ч3 Л3 Т3+3 П(3);
в) * О3+3 Т6 П(1);
г) * О(3+3) Т3+3 П(3).+

25.    Самец медоносной пчелы (трутень) имеет хромосомный набор:
а) гаплоидный; +
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) тетраплоидный.

26.    При захвате насекомых насекомоядные растения получают из них:
а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
г) азот, который необходим для синтеза белка. +

27.    На рисунке изображен промышленный способ ловли рыбы:
а) ярусом;
б) тралом;
в) кошельковым неводом; +
г) дрифтерной сетью.

28.    Свободноплавающие планктонные личинки имеются у таких бентосных морских организмов как:
а) нематоды, иглокожие, многощетинковые черви;
б) коловратки, коралловые полипы, иглокожие;
в) оболочники, иглокожие, коралловые полипы; +
г) двустворчатые моллюски, оболочники, нематоды.

29.    К животным с билатеральным типом симметрии относятся:
а) аскарида, актиния, майский жук;
б) губка-бадяга, дождевой червь, устрица;
в) каракатица, луна-рыба, морской еж;
г) краб, ланцетник, голотурия. +

30.    Органы слуха (тимпанальные органы) у цикад расположены:
а) на голенях передних ног;
б) у основания крыльев;
в) по бокам первого членика брюшка; +
г) по бокам головы.

31.    Некоторые виды мух-журчалок имеют такую же черно-желтую полосатую окраску тела, как и осы. Это является проявлением:
а) бейтсовской мимикрии; +
б) мюллеровской мимикрии;
в) дивергентного сходства;
г) случайного сходства.

32.    Челюсти для захвата пищи в ходе эволюции хордовых впервые появились у:
а) щитковых;
б) панцирных рыб; +
в) хрящевых рыб;
г) костных рыб.

33.    У птиц строение легких:
а) в виде простых мешков;
б) губчатое; +
в) ячеистое;
г) альвеолярное.

34.    Диким предком домашней кошки является:
а) камышовый кот;
б) манул;
в) степная кошка; +
г) рысь.

35.    Основной конечный продукт обмена, выводимый из организма, у рептилий:
а) аммиак;
б) креатин;
в) мочевина;
г) мочевая кислота. +

36.    На рисунке изображен силуэт хищной птицы:
а) сокола;
б) луня;
в) ястреба;
г) коршуна. +

37.    Термиты известны тем, что разрушают постройки в тропиках, поедая древесину. Эта способность объясняется тем, что:
а) в их кишечнике есть симбиотические микроорганизмы, перерабатывающие целлюлозу; +
б) у них есть особые ферменты, расщепляющие растительную клетчатку;
в) кормя друг друга, они осуществляют более эффективное “коллективное пищеварение”;
г) взрослые термиты вообще не питаются, а лишь измельчают древесину, используя ее при строительстве термитников.

38.    Прямые предки китообразных и ластоногих:
а) хоботные;
б) грызуны;
в) насекомоядные;
г) хищные. +

39.    Одним из основных отличительных признаков зайцеобразных от грызунов является:
а) отсутствие когтей на задних конечностях;
б) наличие второй пары резцов на верхней челюсти; +
в) наличие подшерстка;
г) отсутствие желез внешней секреции.

40.    На рисунке изображены артериальные дуги:
а) двоякодышащей рыбы;
б) бесхвостого земноводного;
в) хвостатого земноводного; +
г) пресмыкающегося.

41.    Происхождения крыла птицы от свободной передней конечности свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:
а) страуса;
б) киви;
в) гоацина; +
г) пингвина.

42.    Использование огня и зачатки членораздельной речи впервые появились у:
а) австралопитеков (род Australopithecus);
б) человека умелого (Homo habilis);
в) человека прямоходящего (Homo erectus); +
г) человека неандертальского (Homo neanderthalensis).

43.    Возбудители заболевания - кожного лейшманиоза могут передаваться человеку:
а) при укусе москита; +
б) при поедании непрожаренного мяса;
в) при купании в зараженных водоемах;
г) воздушно-капельным путем.

44.    На рисунке под индексом А представлен
череп:

а) Homo sapiens sapiens;
б) Homo sapiens neandertalensis;
в) Homo erectus; +
г) Australopithecus.

45.    Центры слюноотделения находятся в:
а) среднем мозге;
б) мозжечке;
в) промежуточном мозге;
г) продолговатом мозге. +

46.    Регуляция движений желудка может осуществляться гуморальным путем. Тормозит движения желудка:
а) гастрин;
б) холин;
в) гистамин;
г) адреналин. +

47.    От объема крови форменные элементы составляют:
а) 25 %;
б) 45 %; +
в) 65 %;
г) 85 %.

48.    Гормоном, взаимодействующим не с мембранными, а ядерными рецепторами клетки-мишени является:
а) адреналин;
б) инсулин;
в) гормон роста;
г) трийодтиронин. +

49.    Основное положение принципа Дейла состоит в том, что:
а) в каждом нейроне количество "входных" синапсов равно количеству "выходных";
б) во всех синаптических окончаниях нейрона выделяется один и тот же медиатор; +
в) один нейрон может иметь только один аксон;
г) нервный импульс возникает с наибольшей вероятностью в аксонном холмике нейрона.

50.    Запястно-пястный сустав I пальца руки является:
а) двуосным седловидным; +
б) двуосным эллипсовидным;
в) трехосным шаровидным;
г) трехосным плоским.

51.    На рисунке изображена соединительная ткань:
а) костная;
б) хрящевая;
в) жировая;
г) волокнистая. +

52.    Синхронность сокращения мышечных клеток левого желудочка сердца достигается за счет того, что:
а) волокна проводящей системы иннервируют каждую клетку сердца;
б) клетки миокарда желудочков связаны между собой электрическими синапсами, что обеспечивает быстрый охват возбуждением всех клеток; +
в) активность пейсмекеров желудочков синхронизируется волокнами симпатического отдела вегетативной нервной системы;
г) возбуждение клеток миокарда желудочков развивается в ответ на наполнение желудочков кровью и поэтому возникает практически одновременно во всех клетках.

53.    Аксонный транспорт это:
а) система транспортных белков в мембране аксона;
б) проведение нервного импульса вдоль аксона от аксонного холмика до окончания;
в) перемещение химических веществ и органоидов вдоль аксона с помощью специальных внутриклеточных белковых систем; +
г) система обратного поглощения медиатора из синаптической щели.

54.    Видовая самостоятельность трех видов бабочек из семейства белянок – капустницы, брюквенницы и репницы - поддерживается существованием между ними изоляции:
а) географической;
б) экологической; +
в) этологической;
г) хронологической.

55.    Из центров происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) родиной капусты и свеклы является:
а) южно-азиатский;
б) восточно-азиатский;
в) средиземноморский; +
г) абиссинский.

56.    Голубая сорока (Cyanopica cyanus) обитает на Пиренейском полуострове, а также в восточном Китае и Приморье. Такая конфигурация видового ареала объясняется:
а) выселением из общего центра видообразования в двух направлениях;
б) миграцией
с востока на запад и образованием вторичной популяции;
в) резким сокращением и разрывом ранее единого ареала во время последнего оледенения; +
г) существованием видов-двойников.

57.    Популяция может увеличивать численность экспоненциально:
а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания; +
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.

58.    На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:
а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);
б) положительно заряженные ионы;
в) отрицательно заряженные ионы; +
г) ультра- и инфразвуки.

59.    На рисунке представлен пример межвидовых отношений. Наездник по отношению к тле является:
а) паразитом;
б) паразитоидом; +
в) хищником;
г) жертвой.

60.    Вид или любая другая систематическая категория возникшая и первоначально эволюционированная в данном месте называется:
а) эндемиком;
б) автохтоном; +
в) реликтом;
г) аборигеном.

61.    Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, сейчас производят в промышленных масштабах при помощи бактерии Escherichia coli. Этого удалось добиться, применив метод:
а) искусственного мутагенеза;
б) клеточной гибридизации;
в) клонирования;
г) генной инженерии. +

62.    Полипептидные цепи синтезируютса на рибосомах, находящихся:
а) в цитозоле и модифицируются в аппарате Гольджи;
б) мембране эндоплазматической сети, и модифицируются в аппарате Гольджи; +
в) в цитозоле и модифицируются в люмене лизосомы;
г) в цитозоле и модифицируются в цитозоле

63.    Фиксация бактерией N2 ведет к:
а) образованию ионов аммония и синтезу аминокислот; +
б) образованию ионов аммония и выделению их клетками (аммонификации);
в) образованию аммония, который затем может быть окислен до нитрата с получением энергии;
г) накоплению азота в газовых вакуолях.

64.    В триптофановой тРНК антикодон ЦЦА. Кодоном для триптофана является:
а) УГГ; +
б) ААЦ;
в) ГГТ;
г) ГГЦ.

65.    Белок состоит из одной полипептидной цепи, начинающейся с тирозина, и содержит 56 аминокислот. Длина его мРНК может быть:
а) 152 нуклеотида;
б) 168 нуклеотидов;
в) 112 нуклеотидов;
г) 205 нуклеотидов. +

66.    Фермент супероксиддисмутаза, участвующий в метаболизме супероксид-радикала отсутствует у:
а) крысы;
б) беспозвоночных;
в) всех аэробов;
г) у облигатных анаэробов. +

67.    В постабортивный период:
а) снижается инсулин-глюкагоновый индекс, увеличивается внутриклеточная концентрация сАМР, ускоряется распад гликогена; +
б) увеличивается инсулин-глюкагоновый индекс (отношение инсулин/глюкагон в периферической крови), уменьшается внутриклеточная концентрация сАМР, ускоряется распад гликогена;
в) снижается инсулин-глюкагоновый индекс, ингибируется фосфодиэстераза, ускоряется глюконеогенез;
г) увеличивается инсулин-глюкагоновый индекс, увеличивается внутриклеточная концентрация сАМР, стимулируется глюконеогенез.

68.    Рестриктазы узнают в ДНК симметричную последовательность (палиндром). Сколько разных рестриктаз, узнающих последовательность из 6 нуклеотидов может существовать:
а) 64; +
б) 216;
в) 1296;
г) 4096.

69.    Биохимик получил образец растения от коллеги, который заметил, что у данного растения устьица днём закрыты. Биохимик установил, что радиактивная двуокись углерода, поглощенная ночью, сначала находится в органических кислотах вакуоли, а в течение дня метка переходит в сахара, образуемые в хлоропластах. Биохимик сделал вывод:
а) растение фиксирует углерод по типу САМ; +
б) растение является растением типа С4;
в) реакции фиксации углерода происходят в разных клетках;
г) растение использует митохондрии вместо хлоропластов.

70.    При скрещивании мутантов хламидомонады, лишенных фототаксиса, с хламидомонадами с  нормальным фототаксисом половина потомства имела фототаксис, а половина - нет. Это может объясняться тем, что:
а) мутация доминантна;
б) мутация рецессивна;
в) хламидомонада - гаплоидный организм; +
г) мутантные хламидомонады гетерозиготны.

71.    В Японии обнаружены две популяции черных крыс (Rattus rattus), имеющие в кариотипе 38 и 42 хромосомы. Они могли возникнуть в результате:
а) аллопатрического видообразования;
б) автополиплоидии;
в) межвидовой гибридизации;
г) хромосомной аберрации. +

72.    Перечислены процессы: 1) плавление, 2) рестрикция, 3) отжиг, 4) элонгация, 5) терминация, 6) инициация. Один цикл ПЦР последовательно включает в себя:
а) 3–1–4–2;
б) 1–3–4; +
в) 1–3–2;
г) 3–1–2–5.

73.    В тканях бифосфоглицерат (БФГ) связывается с гемоглобином, облегчая выделенеие О2 из его окисленной формы, причем:
а) 2,3-БФГ может присоединяться только к оксигемоглобину;
б) 2,3-БФГ может присоединяться только к дезоксигемоглобину, имеющему большую центральную полость; +
в) 2,3-БФГ может связываться только с карбоксигемоглобином;
г) основная масса 2,3-БФГ синтезируется в тканях из 1,3-БФГ.

74.    Различные бактерии используют самые разнообразные реакции для обеспечения энергией. Из перечисленных реакций, не используется живыми организмами:
а) CH4 + H2OCO2 + H2; +
б) H2 + NO3-- + H+N2 + H2O;
в) CO2 + H2CH4 + H2O;
г) FeS2 + O2 +H2OFe(OH)3 + SO42- +H+.

75.    В последнее время появились данные, что маргарин вреднее для здоровья, чем сливочное масло. Это связано с тем, что в маргарине по сравнению с маслом:
а) больше нейтральных жиров и меньше фосфолипидов;
б) в жирах больше транс- изомеров ненасыщенных жирных кислот; +
в) больше холестерина;
г) больше машинного масла.

76.    Если на мембране опухолевых клеток присутствуют антигены гистосовместимости MHCI, то эти клетки будут хуже уничтожаться:
а) Т-киллерами;
б) активированными макрофагами;
в) факторами некроза опухолей (TNF);
г) природными киллерами (NK-клетками). +

77.    Из перечисленных веществ роль вторичного мессенджера в клетках млекопитающих не выполняет:
а) цАМФ;
б) цГМФ;
в) ион SO42–; +
г) NO (оксид азота II).

78.    β-адренэргический рецептор человека и бактериородопсин объединяет то, что они оба:
а) являются продуктами альтернативного сплайсинга одного и того же гена;
б) чувствительны к повышению концентрации адреналина во внеклекточной среде;
в) относятся к суперсемейству белков, пронизывающих плазматическую мембрану ровно 7 раз; +
г) ни один из ответов а)-в) не является верным.

79.    В результате исследования МАР-киназного каскада у дрожжей был выявлен белок Ksr, способный связываться сразу с несколькими ферментами каскада. Молекулярные биологи предположили, что:
а) Ksr выступает в роли «каркаса», опосредующего взаимодействие киназ; +
б) Ksr способен ингибировать весь киназный каскад сразу;
в) киназный каскад связан с плазмалеммой;
г) Ksr является протоонкогеном.

80.    Обычный способ иммунизации против бактериальных инфекций включает использование живых вакцин. Живые вакцины это:
а) низкая доза инфекционных бактерий, принимаемых для профилактики;
б) доза модифицированного штамма бактерий, сохраняющих иммуногенность, но не патогенных; +
в) низкая доза токсина, продуцируемого бактерией;
г) образец клеток человека, который ранее был вылечен от этой болезни.

81.    Экспрессия генов эукариот может контролироваться:
а) только на уровне транскрипции;
б) только на уровне трансляции;
в) только на уровнях транскрипции и трансляции;
г) на уровнях транскрипции, трансляции, процессинга РНК, активности белка. +

82.    Геномный импринтинг заключается в том, что:
а) гены, «доставшиеся» организму от матери, экспресиируются, а «доставшиеся» от отца – нет;
б) гены, «доставшиеся» организму от отца, экспресиируются, а «доставшиеся» от матери – нет;
в) некоторые гены организма экспрессируются в его клетках только если они достались ему от матери, а некоторые – если достались ему от отца; +
г) в клетках организма экспрессируется половина генов, «доставшихся» ему от матери, и вторая половина генов отца.

83.    Фиксированные комплексы движений (ФКД) - важнейший компонент поведения. Из приведенных ниже утверждений неверным по отношению к ФКД является:
а) ФКД - высоко стереотипное инстинктивное поведение;
б) ФКД осуществляются по принципу тригера в ответ на стимулы внешней среды и однажды начавшись продолжаются до своего завершения;
в) ФКД уменьшают адаптивное значение поведения; +
г) обычно ФКД вызывает один или два ключевых стимула, которые связаны с важным объектом.

84.    Вероятность того, что среди 4 детей гетерозиготных родителей (Аа х Аа), трое будут иметь доминантный фенотип составляет:
а) 42%; +
б) 56%;
в) 36%;
г) 60%.

85.    После кораблекрушения 20 человек (соотношение полов 1:1) добрались до необитаемого острова и образовали новую, полностью изолированную популяцию. Двое из них были носителями гена цистофиброза – с (т.е. они были гетерозиготны по этому гену). Этот ген с – в гомозиготном состоянии вызывает цистофиброз (муковисцидоз). Учитывая, что частота этой аллели с ростом популяции не меняется, определите, какова будет частота встречаемости муковисцидоза на острове.
а) 0,0025 %; 
б) 0,05 %;
в) 0,25 %; +
г) 0,5 %.

86.    Представьте, что аллель b, сцепленный с полом, рецессивен и летален (летальный ген вызывает гибель зиготы или эмбриона). Мужчина вступил в брак с женщиной гетерозиготной по этому гену. Если у этой супружеской пары несколько детей, то соотношение полов среди детей (девочки :  мальчики) составляет:
а) 1    :     1;
б) 2    :     0;
в) 3    :     1;
г) 2    :     1. +


87.    С помощью генеалогического метода изучали два, сцепленных с Х-хромосомой генетических дефекта: дальтонизм и отсутствие фермента в эритроцитах. Результаты показаны на генеалогическом дереве. Показывает (-ют), что произошел кроссинговер индивидуум (-мы):
а) 8 и 9;
б) 1;
в)
7 и 8;
г) 7 и 9. +

88.    Основное отличие между гетерохроматином и эухроматином состоит в том, что:
а) гетерохроматин находится только около центромер; эухроматин находится недалеко от конца хромосом;
б) Х-хромосома состоит из эухроматина; гетерохроматин находится в У- хромосоме;
в) гетерохроматин находится в ДНК у прокариот; эухроматин находится только в ДНК у эукариот;
г) гетерохроматин не транскрибируется, но эухроматин часто транскрибируется. +

89.    При скрещивании двух растений с красными цветами в потомстве наблюдались растения с красными и с белыми цветами в соотношении 9:7. Окраска цветов контролируется:
а) одним геном, красный аллель доминантен;
б) двумя генами, действующими независимо;
в) двумя сцепленными генами;
г) двумя комплементирующими генами. +

90.    При дигибридном скрещивании и неполном доминировании по одному гену количество возможных фенотипов равно:
а) 4;
б) 6; +
в) 8;
г) 16.

91.    При скрещивании двух линий белых мышей все мыши первого поколения были черными, а во втором были белые  и черные мыши. Окраска шерсти:
а) контролируется одним геном, белый цвет доминантен;
б) контролируется одним геном, белый цвет рецессивен;
в) контролируется двумя генами, белый цвет доминантен;          
г) контролируется двумя генами, белый цвет рецессивен. +

92.    Количество вариантов генотипов, которое получается во втором поколении при дигибридном скрещивании, равно:
а) 4;
б) 6;
в) 8;
г) 9. +

93.    Кроссинговер между генами А и В происходит у 5% гибридов, а между генами В и С - у 3% гибридов. Кроссинговер между генами А и С может происходить у:
а) 1,66%  гибридов;
б) 2% гибридов; +
в) 4% гибридов;
г) 6% гибридов.

94.    При скрещивании  растений душистого горошка с красными и белыми цветами в первом поколении все растения были с розовыми цветами, а во втором имелись растения с белыми, розовыми и красными цветами. Скрещивание растений с красными и розовыми цветами даст в третьем поколении растения с:
а) белыми, красными и розовыми цветами, 1:1:2;
б) растения с белыми и красными цветами, 1:3;
в) растения с красными и розовыми цветами, 1:1; +
г) растения с красными и розовыми цветами 1:3.

95.    При скрещивании дрожжей, образующих неокрашенные колонии, с дрожжами, образующими красные колонии, в первом поколении:
а) все колонии красные;
б) все колонии белые;
в) наблюдается расщепление 1 : 1; +
г) наблюдается расщепление 1 : 3.

96.    В пробирку с питательной смесью поместили 5 гомозиготных самок дрозофилы с нормальными крыльями и 3 гомозиготных самца с укороченными крыльями. Потомков каждого поколения изолировали от родителей и позволяли им свободно скрещиваться.  Отношение мух с нормальными и укороченными крыльями в пятом поколении будет:
а) 5 : 3;
б) 3 : 1; +
в) 1 : 1;
г) 8 : 3.

97.    Мужчина, у отца которого была группа крови 0, а у матери - группа крови А, имеет группу крови А. Он женится на женщине с группой крови АВ. Вероятность рождения от этого брака  ребенка с группой крови А:
а) 0,125;
б) 0,375;
в) 0,5; +
г) 0,25.

98.    У человека темные волосы доминируют над светлыми, а раннее облысение - наследственный доминантный признак. Гены обоих признаков находятся на аутосомах и не сцеплены. Темноволосый мужчина с ранним облысением женился на блондинке с нормальными волосами. От этого брака родились светловолосый сын с ранним облысением и темноволосая девочка с нормальными волосами. Вероятность того, что следующим ребенком в этой семье будет светловолосый мальчик с нормальными волосами:
а) 0,125; +
б) 0,25;
в) 0,375;
г) 0,5.

99.    У человека серый цвет глаз является доминантным признаком по отношению к голубому, а отсутствие потовых желез - рецессивным признаком, сцепленным с полом. У сероглазой женщины с нормальными потовыми железами и сероглазого мужчины лишенного потовых желез, родился голубоглазый сын, не имеющий потовых желез. Вероятность рождения у этой пары сероглазого сына с нормальными потовыми железами:
а) 1\8;
б) 1\4;
в) 3\16; +
г) 1\16.

100.В пробирку с питательной смесью поместили 9 самок дрозофилы с белыми глазами и 3  самца с красной окраской глаз. Потомков каждого поколения изолировали от родителей и позволяли им свободно скрещиваться.  Отношение самцов с красными и белыми глазами в восьмом поколении будет:
а) 1 : 1;
б) 1 : 2; +
в) 1 : 3;
г) 1 : 4.

 

Задание 2. Задание включает 30 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1.        В бактериальной клетки могут быть компоненты:
а) пили; +
б) рибосома; +
в) лизосома;
г) хромосома; +
д) хлоросома. +

2.        Конечными продуктами бактериальных брожений могут быть кислоты:
а) молочная; +
б) поли-гидроксимасляная;
в) масляная; +
г) серная;
д) муравьиная. +

3.        К микроскопическим грибам относятся:
а) пенициллы; +
б) сахаромицеты; +
в) микромицеты; +
г) планктомицеты;
д) актиномицеты.

4.        Представителями домена (царства) Bacteria являются:
а) микоплазмы; +
б) молочнокислые бактерии; +
в) актиномицеты; +
г) цианобактерии; +
д) галобактерии;

5.        У ламинарии сахарной:
а) в оогонии образуется одна яйцеклетка; +
б) в оогонии формируется несколько яйцеклеток;
в) в каждом антеридии образуется по одному сперматозоиду; +
г) в каждом антеридии формируется несколько (много) сперматозоидов;
д) гаметофит обоеполый.

6.        К гемикриптофитам относят:
а) луговой чай; +
б) веронику лекарственную; +
в) тюльпан Грейга;
г) клевер ползучий; +
д) майник двулистный.

7.        Васкулярные меристемы образуют:
а) протофлоэму; +
б) протоксилему; +
в) метафлоэму; +
г) метаксилему; +
д) эпидерму.

8.        Автогамия встречается у таких простейших как:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники; +
г) споровики;
д) инфузории. +

9.        Способность китообразных нырять на большую глубину и долго находиться под водой связана с: 
а) повышенной кислородной емкостью крови; +
б) высоким содержанием в мышцах белка миоглобина; +
в) пониженной чуствительностью дыхательного центра к накоплению в крови углекислого газа; +
г) перераспределением больших объемов крови от мышц к сосудам мозга и сердечной мышцы; +
д) “чудесной сетью” капилляров. +

10.    При резком повышении давления у человека:
а) частота пульсации барорецепторов увеличивается; +
б) сосудосуживающий центр тормозится по механизму пессимального торможения Введенского; +
в) частота импульсов в депрессорном нерве возрастает; +
г) депрессорный нерв, несущий эфферентацию к артериолам, обусловливает их расширение;
д) вегетативная нервная система может обеспечить рефлекторное расширение всех типов сосудов.

11.    Известно, что окситоцин и вазопрессин синтезируются в клетках супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса, а накапливаются в задней доле гипофиза, куда они доставляются с помощью аксонного транспорта. Выберите утверждения, правильно характеризующие эту систему:
а) Ген ОХТ кодирует последовательности аргинин-вазопрессина и нейрофизина I.
б) Ген ARVP кодирует последовательность аминокислот в аргинин-вазопрессине и нейрофизине II. +
в) Ген ОХТ кодирует нонапептид окситоцин и нейрофизин I. +
г) Ген AVRP кодирует нонапептид окситоцин и нейрофизин II.
д) Нейрофизины – специфические протеинкиназы, инактивирующие окситоцин и вазопрессин.

12.    Некоторые амфифильные вещества могут способствовать перенесению ионов Н+ через внутреннюю мембрану митохондрий, минуя Н+-АТФсинтазу и уничтожая таким образом Δμ Н+. Охарактеризуйте данные соединения:
а) эти вещества названы разобщителями;
б) данный процесс назван дыхательным контролем.
в) в этом процессе могут участвовать стеариновая и пальмитиновая жирные кислоты. +
г) при этом коэффициент Р/О снижается, большая часть энергии выделяется в виде квантов света.
д) в этом процессе может принимать участие динитрофенол. +

13.    Периодические колебания численности (популяционные волны), наблюдаемые у  хищников и фитофагов, входящих в состав одного биоценоза:
а) никак не связаны друг с другом;
б) полностью совпадают по времени и амплитуде;
в) находятся в противофазе;
г) у хищников всегда запаздывают по отношению к фитофагам; +
д) у хищников имеют меньшую амплитуду, чем у фитофагов. +

14.    Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют “птичьими базарами”. Их возникновение связано с тем, что:
а) не хватает удобных мест для устройства гнезд; +
б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
г) в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов;
д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна. +

15.    В состав "гиппарионовой фауны" входили следующие виды животных:
а) пещерный медведь;
б) саблезубый тигр;
+
в) мастодонты;
+
г) жирафы;
+
д) овцебыки.

16.    Донором электрона при фотосинтезе у бактерий может быть:
а) вода; +
б) сероводород; +
в) аммоний;
г) молекулярный водород; +
д) двухвалентное железо. +

17.    Окраска по Граму включает этапы: окраска клеток на мазке генциан-виолетом, последующая обработка йодом, последующая обработка спиртом, докрашивание красителем альтернативного (например, красным) цвета. Различие в окраске грамположительных и грамотрицательных бактерий (отсутствие окрашивания у грамотрицательных бактерий) обусловлено тем, что:
а) у грамположительных комплекс генцианфиолетового с йодом связывается с муреином, которого много, и прочно им удерживается, а у грамотрицательныхмуреина мало; +
б) грамотрицательные бактерии не содержат муреин, и поэтому связывания не происходит;
в) клеточная стенка грамотрицательный бактерий очень тонка и легко разрушается под действием спирта;
г) грамотрицательные бактерии, как правило, окружены капсулой, не проницаемой для йода;
д) проявляются разные пигменты у грамположительных и грамотрицательных бактерий.

18.    Хемолитотрофы могут использовать в качестве источника энергии:
а) молекулярный водород; +
б) сульфат аммония; +
в) сульфид железа; +
г) Na-соли 3-валентного фосфора;
д) хлорид ртути (сулему).

19.    Роль внеклеточных полисахаридов у бактерий заключается в обеспечении:
а) прикрепления клетки к частицам субстрата; +
б) образовании биопленки; +
в) антигенных свойств; +
г) защиты от высыхания; +
д) защиты от выедания животными.

20.    Микоплазмы устойчивы к пенициллину, действующему на синтез муреина,  т.к. они:
а) не имеют клеточной стенки; +
б) синтезируют псевдомуреин;
в) не образует стеролы, взаимодействие с которыми необходимо для активации антибиотика;
г) содержат в клеточной стенке хитин;
д) синтезируют внеклеточные ферменты, разлагающие антибиотик до проникновения в клетку.

21.    Приведенные реакции описывают определенный процесс:
1.
ROOH + Me(n)+ →ROO• + Me(n-1)+ + H+
2. R• + O2 → ROO•
3. ROO• + RH → ROOH + R•
4. ROO• + ROO• → ROOR+ O2
5. ROO• + R• →ROOR
6. R
• +
R• →RR
Данный процесс:
а) назван альдольной конденсацией;
б) назван перекисным окислением липидов; +
в) тормозится липооксигеназами;
г) тормозится антиоксидантами; +
д) не протекает в тканях без патологических изменений.

22.    Указанная реакция (сукцинат ←→ фумарат):
а) сопряжена с восстановлением FAD;+
б) сопряжена с восстановлением NAD+;
в) необратимо ингибируется малонатом;
г) сопряжена с гидролизом АТФ;
д) конкурентно ингибируется малонатом. +

23.    За счет работы дыхательной цепи на внутренней митохондриальной мембране создается трансмембранный градиент протонов, являющийся по сути запасенной энергией. Энергия этого градиента в живых клетках используется напрямую для:
а) синтеза АТФ из АДФ и неорганического фосфата F0/F1-АТФ-синтазным комплексом; +
б) синтеза пирофосфата пирофосфатазой; +
в) для переноса глюкозы через митохондриальную мембрану;
г) для переноса через митохондриальную мембрану адениловых нуклеотидов; +
д) для обратного переноса электронов с хинона на НАД+ в НАДН-дегидрогеназном комплексе. +

24.    Реакционная смесь для проведеня ПЦР (полимеразной цепной реакции), кроме исследуемой ДНК в буферном растворе должна содержать:
а) ДНК-полимеразу III;
б) дАТФ, дГТФ, дЦТФ, дТТФ; +
в) два различных праймера в больших концентрациях; +
г) Taq-полимеразу; +
д) ионы Mg2+.+

25.    Концентрация субстрата, при которой скорость реакции составляет половину максимальной, обозначается как КМ (константа Михаэлиса).
V=Vmax|S|/(KM + |S|)
Охарактеризуйте сущность процессов, зависящих от ее величины:
а) чем больше КМ, тем меньше сродство фермента к субстрату; +
б) чем меньше КМ, тем больше сродство фермента к субстрату; +
в) если реакция обратима, то взаимодействие фермента с субстратом прямой реакции отличается от такового для субстрата обратной реакции; +
г) реакции, носящие ярко выраженный экзэргонический характер, рассматриваются как физиологически необратимые; +
д) физиологически необратимыми являются реакции, имеющие ярко выраженный эндэргонический характер.

26.    В анаэробных условиях NADH+H+, образовавшийся в гликолизе, идет на восстановление пирувата. Охарактеризуйте этот процесс:
а) пируват при этом восстанавливается до лактата; +
б) пируват при этом восстанавливается до оксалоацетата;
в) NADH+H+ поступает в цепь переноса электронов, взаимодействуя с комплексом II (сукцинатдегидрогеназой);
г) отношение NADH+H+/ NAD+ – главный показатель, характеризующий энергетический заряд клетки;
д) NADH+H+ непосредственно взаимодействует с оксидоредуктазой в цепи переноса электронов.

27.    цАМФ-зависимая протеинкиназа (А-киназа) мышц:
а) фосфорилирует большую часть молекул гликогенфосфорилазы, обеспечивающей фосфоролиз гликогена;
б) активирует и форилирует киназу фосфорилазы, фосфорилирующую и активирующую гликогенфосфорилазу, осуществляющую фосфоролиз гликогена; +
в) активируется комплексом Са2+-кальмодулин и ионами Са2+;
г) активирует гликогенсинтазу с помощью ее фосфорилирования;
д) фосфорилирует ингибитор-I, предотвращающий дефосфорилирование регуляторных ферментов. +

28.    В лаборатории N выведены мутантные мыши, у которых отсутствует киназа фосфорилазы. В обычных условиях они не отличаются по двигательной активности от мышей контрольной группы, так же долго плавают, но при этом гликоген в их мышцах расходуется. Охарактеризуйте особенности метаболизма и поведения данных мышей:
а) если такую мышь напугать (например, кошкой), то вместо стремительного бега у нее начнутся судороги в результате невозможности срочной и интенсивной мобилизации гликогена; +
б) если такую мышь напугать (например, кошкой), то ее двигательная реакция не будет отличаться от мышей контрольной группы;
в) если такую мышь напугать (например, кошкой), то вместо стремительного бега у нее начнутся судороги в результате сердечной недостаточности;
г) при умеренных нагрузках нефосфорилированная фосфорилаза может активироваться аллостерически без фосфорилирования; +
д) при умеренных нагрузках возможно фосфорилирование гликогенфосфорилазы без участия киназы фосфорилазы с помощью киназы С.

29.    При скрещивании двух  сортов гороха, различающихся по трем признакам, все растения первого поколения имели фенотип одного из родителей, а во втором наблюдались четыре фенотипа. Можно предположить, что:
а) признаки определяются 3-мя разными генами, наследуемыми независимо;
б) два признака определяются одним геном; +
в) наблюдается комплементарное взаимодействие генов;
г) наблюдается эпистатическое взаимодействие генов,
д) признаки определяются 3-мя генами, два из которых наследуются сцеплено. +

30.    При самоопылении растений, полученных от скрещивания двух родительских линий с красными цветами, получены растения с красными и белыми цветами в соотношении 15:1. Белый цвет может определяться:
а) рецессивными аллелями двух генов, хотя бы один из которых находится в гомозиготном состоянии;
б) рецессивными аллелями двух генов, оба из которых находятся в гомозиготном состоянии; +
в) рецессивным аллелем одного гена в гомозиготном состоянии, но растение гексаплоидное;
г) рецессивным аллелем одного гена в гомозиготном состоянии, но растение тетраплоидное; +
д) рецессивными аллелями трех генов, хотя бы два из которых находятся в гомозиготном состоянии.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (30 суждений).

1.        Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

2.        По физическому состоянию млечный сок растений – это эмульсия. +

3.        Эндоспоры являются способом размножения бактерий.

4.        Гелиофиты являются экологической группой растений, существующей в условиях избытка солнечного света. +

5.        Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.

6.        Эндосперм покрытосеменных растений является видоизменённым женским гаметофитом.

7.        Якобсонов орган рудиментарен или отсутствует у ластоногих, некоторых рукокрылых, узконосых обезьян и человека. +

8.        У большинства многоножек, стрекоз и перепончатокрылых вертлуг двучлениковый. +

9.        У сверчков одна и та же «песня» (стрекотание) может обеспечивать встречу полов, инициировать начало спаривания, а также способствовать охране территории.

10.    Птицы, для которых характерен гнездовой паразитизм, не могут воспроизводить движения связанные с гнездованием.

11.    Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена их физическим строением. +

12.    Киты не могут ощущать запахи, так как они не втягивают воду через носовые отверстия, и у них не развиты обонятельные доли переднего мозга.

13.    Младших птенцов в гнезде волнистые попугаи кормят чаще и они в процессе развития догоняют старших.

14.    В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

15.    Суставные губы придают суставу большую прочность, но уменьшают размах движений. +

16.    Синовиальные сумки в основном развиваются до рождения, с возрастом их полости уменьшаются.

17.    Действие силы тяги мышцы тем больше, чем ближе к прямому угол, под которым тяга мышцы прилагается к кости. +

18.    У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.

19.    В годы с недостаточными пищевыми ресурсами корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие («запасные птенцы») погибают. +

20.    Все прокариоты - микроорганизмы. +

21.    Образование метана свойственно только прокариотам, а окисление – только эукариотам.

22.    Среди бактерий очень быстро распространяется устойчивость к антибиотикам, в частности, эукариотного происхождения, т. к. гены, обеспечивающие устойчивость к антибиотикам, находятся в плазмидах и передаются латерально. +

23.    Кишечная палочка (E. coli) – санитарно-показательный микроорганизм, присутствие которого в среде рассматривают как показатель свежего фекального загрязнения, т.к. фекалии являются для нее благоприятной средой и  E.coli быстро в них размножается.

24.    При активации транскрипции эукариотических генов происходит ацетилирование гистонов. +

25.    Выход цитохрома С из митохондрий в цитоплазму вызывает апоптоз клетки. +

26.    Водородные связи участвуют в образовании первичной структуры белка.

27.    Гидрофобные хвосты молекул липидов состоят всегда из ненасыщенных жирных кислот.

28.    Подобно липидам белки способны к латеральной диффузии. +

29.    Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов. + 

30.    Микротрубочки обеспечивают основные потоки внутриклеточного активного транспорта. +

 

 


Задание 4. Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.

1. [5 баллов] Сопоставьте физиологическую группу и местообитание и заполните таблицу используя коды:


Физиологическая группа:

1.    хламидии

2.    метаногены

3.    метанотрофы

4.    сульфатредукторы

5.    тионовые бактерии


Местообитание:

А.   открытые сульфидные месторождения

Б.    поверхностный слой болотной воды и растительности

В.    клетки позвоночных

Г.    прибрежные морские осадки

Д.   рубец жвачных, метантенк, установка для получения биогаза

 

 


Физиологическая группа

1

2

3

4

5

Местообитание

 

 

 

 

 

 

2. [5 баллов] В таблице приведены параметры состава молока (в %): А) человека, Б) коровы, В) кролика, Г) лошади Д) дельфина.

Номер

строки

Белки

Жиры

Лактоза

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

Установите принадлежность строки параметров указанным организмам и впишите в матрицу буквенные обозначения соответствующих организмов:

Номер строки

1

2

3

4

5

Организм

 

 

 

 

 

 


3. [2 балла] Закончите представленную схему. Внесите в матрицу соответствующие коды.


А. Перидерма

Б. Первичная флоэма

В. Лубяные волокна

Г.   Феллобласт

Д. Феллодерма

Е.        Вторичная флоэма

Ж. Трахеиды

З.  Ксилема


 

Номер

1

2

3

4

Структура

 

 

 

 

 

4. [2 балла]  На рисунке представлен поперечный разрез ксилемы стебля голосеменного древесного растения. Раскройте условные обозначения. Внесите в матрицу соответствующие коды.

 

А. Ранняя (весенне-летняя) древесина

Б. Ситовидная трубка

В. Поздняя (осенняя) древесина

Г. Смоляной ход

Д. Клетка спутница

Е. Паратрахеальная паренхима

 

Номер

1

2

3

4

Структура

 

 

 

 

 

5. [2 балла]  Сопоставьте приведенную информацию и структуры растений. Используя коды, заполните таблицу.

Информация о структурах:

1. Регулирует в корнях горизонтальный ток минеральных веществ.

2. Органеллы, образующиеся в клетках растений в темноте.

3. Обеспечивают основную механическую прочность древесины голосеменных растений.

4. Обеспечивает горизонтальное передвижение воды по стеблю.

Структуры растений:

А. Трахеиды

Б. Эпидерма

В. Эндодерма

Г. Смоляной ход

Д. Сердцевинный луч

Е. Лейкопласты

Ж. Этиопласты

З. Хлоропласты

Сайт создан в системе uCoz