ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
Статус
документа
Примерная программа по биологии составлена на
основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Примерная программа конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Примерная программа выполняет две
основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром
для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет
инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого
остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить
собственный подход в части структурирования учебного материала, определения
последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем
самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать
строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного
общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений
Российской Федерации.
Структура
документа
Примерная программа включает три раздела:
пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение
каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ,
экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных
в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами
уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В
примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с
использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного
учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов,
моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Общая
характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного)
общего образования на базовом уровне направлен
на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации
и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный
подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения,
значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение
человека в окружающей среде,
востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на
базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в
основе формирования современной
естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию
биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии
в старшей школе на базовом уровне
составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая
организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии
курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид;
Экосистемы.
В примерной программе предусмотрен
резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования,
наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий,
лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных
педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени
среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний
о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
·
овладение умениями
обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с
целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить
и анализировать информацию о живых объектах;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в
ходе работы с различными источниками
информации;
·
воспитание
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
·
использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни
для
оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место
предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на
основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ,
в соответствии с которым на изучение
курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в
неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). Однако возможно изучение
курса в течение одного года (в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного)
общего образования на базовом уровне являются:
сравнение объектов, анализ,
оценка, поиск информации в различных источниках.
Результаты обучения
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне
направлены на реализацию
деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов:
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми
для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным
образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать
задачи, анализировать и оценивать,
изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены
требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач.
БИОЛОГИЯ
КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой
природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой
природы. Биологические системы[1]. Современная
естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой
природы.
Биологические
системы
Уровни
организации живой природы
Методы
познания живой природы
______________________________________
¹.
КЛЕТКА (8 час)
Развитие знаний о клетке
(Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр,
М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в
становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических
и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и
органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры
профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК –
носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ
(18 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения
энергии – свойство живых организмов.
Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки –
основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение.
Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное
развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное
развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость –
свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Г.Мендель – основоположник
генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования,
установленные Г.Менделем. Хромосомная
теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние
мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые
хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека,
их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция.
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация,
искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы
развития. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в
клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения
на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения
культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Выявление признаков сходства зародышей человека и
других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде
(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых
исследований в биотехнологии
ВИД (20 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея,
учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании
современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция -
структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние
на генофонд популяции. Синтетическая
теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как
основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический
прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни.
Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе
эволюции. Гипотезы происхождения
человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение
человеческих рас.
Демонстрации
Критерии
вида
Популяция –
структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы
эволюции
Возникновение
и многообразие приспособлений у организмов
Образование
новых видов в природе
Эволюция
растительного мира
Эволюция
животного мира
Редкие и
исчезающие виды
Формы
сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы
антропогенеза
Происхождение
человека
Происхождение
человеческих рас
Лабораторные
и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
ЭКОСИСТЕМЫ
(10 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Биологические ритмы. Межвидовые
отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и
пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение
В. И. Вернадского о биосфере. Роль
живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере
круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в
природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на
организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм,
хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии
в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в
окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей
местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей
питания)
Сравнительная характеристика природных экосистем и
агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических
моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в
окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе
(окрестности школы).
Многообразие сортов растений и пород животных, методы
их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная
выставка).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности
школы).
Резервное время – 10 часов.
В результате изучения биологии на
базовом уровне ученик должен
знать
/понимать
·
основные
положения биологических теорий
(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
·
строение
биологических объектов: клетки;
генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
·
сущность
биологических процессов:
размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере;
·
вклад
выдающихся ученых в развитие
биологической науки;
·
биологическую
терминологию и символику;
уметь
·
объяснять:
роль
биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на
организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов
и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
·
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные
схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
·
описывать особей видов по морфологическому критерию;
·
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
·
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и
неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы
и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный
отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
·
анализировать
и оценивать различные гипотезы
сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы
и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
·
изучать
изменения в экосистемах на биологических моделях;
·
находить
информацию о биологических объектах в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
соблюдения мер
профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
·
оказания первой
помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
·
оценки этических
аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение).
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит
изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников