Руководитель Департамента М.Р. Леонтьева
Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Курс биологии вносит большой вклад в решение следующих задач:
овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами, об эволюции, причинах видового разнообразия как основах экологической грамотности;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всеми живыми организмами, понимание жизни как высшей ценности.
На реализацию задач, стоящих перед биологическим образованием, направлено его содержание, изложенное в образовательных программах, учебниках.
Процессы демократизации общества способствуют появлению в Российской Федерации школ разного вида, которые работают по разным учебным планам, программам, учебникам (Закон РФ "Об образовании"). В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты проходят стадию обсуждения, необходимо руководствоваться документами, обеспечивающими эквивалентность образования в общеобразовательных учреждениях.
К ним в первую очередь относятся:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (приказ от 09.02.98 N 322),
"Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования" (приказ от 19.05.98 N 1236),
"Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования" (приказ от 30.06.99 N 56).
Кроме того, общеобразовательные учреждения должны ориентироваться на использование в обучении требований к уровню обязательной общеобразовательной подготовки выпускников и заданий-измерителей для определения достижения этих требований (Биология в школе, 1999, N2).
Обязательный минимум содержания биологического образования (Биология в школе, 1998, N 4; 1999, N 6) составляет базовое содержание предмета, при отборе которого учитывался социальный заказ школе, достижения биологической науки, опыт отечественной и зарубежной практики преподавания. Он включает систему знаний об уровнях организации живой природы от клетки до биосферы, о строении, функционировании и развитии биологических систем, многообразии и эволюции органического мира, методах изучения живой природы, практическом значении биологических знаний для развития сельского хозяйства, селекции, биотехнологии, медицины, охраны природы, личной и общественной гигиены человека.
В то же время минимум содержания биологического образования не может быть основанием для предъявления требований к уровню подготовки учащихся и аттестации учителей. Он не позволяет определить качество знаний учащихся, виды учебной деятельности. Эта проблема раскрывается в требованиях к уровню подготовки выпускников, изложенных в форме различных видов учебной деятельности, составленных с учетом обязательного минимума биологического образования (Биология в школе, 1999, N 2). Требования ориентируют на овладение определенными знаниями и умениями, которые проявляются в различных видах учебной деятельности: называть, приводить примеры, характеризовать, обосновывать, определять, соблюдать правила поведения в природе и др. Они дают возможность выпускникам школы включиться в трудовую деятельность, в которой необходимы биологические знания из той или иной области науки о живой природе.
Для 11-летней средней (полной) школы по биологии разработаны минимум содержания и требования к его усвоению обучающимися 10-11 классов на уровнях А и Б. Уровень А включает минимальное содержание и перечень требований к его усвоению в форме различных видов учебной деятельности, предназначенных для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиляМинимум содержания и требования к обязательной биологической подготовке учащихся, изложенные в уровне Б, существенно превышает уровень А как по объему и глубине раскрываемых знаний, так и по более сложным видам учебной деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Уровень Б предназначен для значительной части средних (полных) школ и других общеобразовательных учреждений. Школы с углубленным изучением биологии ориентированы на уровень, который существенно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности.
Для определения уровня достижения учащимися требований к обязательной подготовке необходимо использовать задания-измерители: с выбором одного правильного ответа из нескольких данных ответов, со свободным ответом и - практического характера. Для реализации обязательного минимального содержания биологического образования в основной школе и требований к уровню подготовки выпускников изучение пропедевтических курсов "Естествознание" следует проводить за два года, в V-VI классах. Это позволит перевести раздел "Общая биология" в IX класс.
Эти измерители должны отвечать ряду условий: обеспечивать одновременную проверку знаний учащихся всего класса, не требовать больших затрат времени на ее проведение и обработку результатов, способствовать получению однозначной, объективной оценки результатов обучения. Задания-измерители с учетом требований целесообразно использовать систематически при организации текущей, тематической и итоговой проверки знаний.
Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических пособиях. В настоящее время существует несколько учебно-методических комплектов по биологии. Учитель может выбрать один из комплектов с учетом уровня подготовки школьников, специализации обучения в школе, особенностей региона.
Вариант I
Программы
Природоведение. 5 кл. Авт. Н.И.Сонин, А.А.Плешаков.
Биология. 6-11 кл. Авт. В.И.Сивоглазов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.
Учебники
1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. - М.: Дрофа, 1997-1999.
2. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл. - М.: Дрофа, 1997-1999.
3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. - М.: Дрофа, 1998-1999.
4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология: Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 1999.
5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология: Основные закономерности. 9 кл. - М.: Дрофа, 2000.
6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 1996, 1998 (готовится переработанное издание).
Данный вариант программы и учебников построен с учетом уровней организации живой природы, рассмотрения ее как сложной системы, включающей такие элементы, как клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера. (Подробнее читайте статью И.Д.Зверева "Учебно-методический комплект "Биология" в журнале "Биология в школе", 1999, N 7.)
Учебно-методический комплект включает кроме программ и учебников рабочую тетрадь, дидактические материалы и методические рекомендации учителю.
Вариант II
Программы
Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл. Авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов.
Биология. 6-9 кл. Авт. И.Н.Пономарева, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, Р.Д.Маш, Н.М.Чернова.
Учебники
1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 кл. - М.: Вентана-Граф, 1997-1999.
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. - М.: Вентана-Граф, 1999.
3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные. 7 кл. - М.: Вентана-Граф, 1999.
4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. 8 кл. - М.: Вентана-Граф, 1999-2000.
5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 кл. - М.: Вентана-Граф (готовится к изданию в 2000 г.).
Важнейшая особенность этих программ - увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала; усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира, к идеям эволюции органического мира, устойчивого развития природы и общества; расширения перечня лабораторных работ с ориентацией на активное самостоятельное познание явлений природы, развивающих практические и творческие умения учащихся.
ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированный Предлагаемые к этому варианту программ учебники рассчи-таны на изучение пропедевтического курса "Природа" и разделов биологии в течение одного года при двух недельных часах в 5-9 классах. (Подробнее читайте в журнале "Биология в школе", 2000, N 4.)
В соответствии с программами и учебниками к каждому разделу разрабатываются рабочие тетради, дидактические карточки-задания, методические рекомендации учителю.
Вариант III
Программы
Природа живая и неживая. 5 кл. Авт. В.М.Пакулова,
Н.М.Иванова.
Биология. 6-9 кл. Авт. В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин.
Учебники
1. Пакулова В.М., Иванова Н.И. Природа: Неживая и живая.
5 кл. - М.: Дрофа, 1998.
2. Пасечник В.В. Биология: Бактерии. Грибы. Растения.
6 кл. - М.: Дрофа, 1997.
3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные. 7 кл. - М.: Дрофа, 2000.
4. Колесов Д.В. и др. Биология: Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 1999.
5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа (готовится к изданию в 2000 г.).
В основу этих программ и учебников положены принципы биоцентризма и полицентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многомерности и закономерностей, разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания. (Подробнее читайте в журнале "Биология в школе", 2000, N 5).
Единый методический аппарат учебников наряду с эколого-эволюционным подходом в изложении материала способствует установлению преемственных связей, обеспечивая целостность курса биологии.
В настоящее время авторы работают над методическими пособиями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся.
Кроме названных программ и учебников учителя биологии тех школ, где ведется преподавание интегрированного курса "Естествознание, 5-7" (под ред. акад. А.Г.Хрипковой), могут использовать учебно-методический комплект, разработанный с учетом биологических знаний, раскрываемых в интегрированном курсе*.
1. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В., Бровкина Е.Т., Резникова В.З. Биология. 8 кл. Биология в школе, 1999, 1 (Е.К.Липкина. Биология для восьмиклассников)./- М.: Просвещение, 1998. (Подробнее об этом учебнике читайте в журнале "Биология в школе" статью Е.К.Липкиной "Биология для восьмиклассников" - 1999, N 1.)
К учебнику подготовлены дидактические карточки по разделам "Растения", "Бактерии. Грибы. Лишайники" (авт. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Школа-Пресс,1998) и "Животны". (авт. В.З.Резникова. - М.: Школа-Пресс 1999).
Пособия предназначены для организации самостоятельной работы учащихся с заданиями разной степени сложности.
2. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология: Человек и его здоровье. 9 кл. - М.: Просвещение, 1996, 1997.
В учебнике развиваются идеи о месте человека в системе органического мира, биологическая природа и социальная сущность человека, раскрываются представления о здоровом образе жизни, способах его формирования и сохранения, введен раздел "Профилактика венерических заболеваний и СПИДа". Особое внимание обращено на пагубное влияние на организм алкоголя, никотина и других наркотических веществ.
К данным учебникам выпущено методическое пособие (авт. А.Г.Хрипкова, Г.С.Калинова, И.О.Тупицын. - М.: Просвещение, 1999). В дополнение к лабораторному практикуму учебника пособие содержит описание практических работ, которые могут быть выполнены учащимися дома, а их результаты обсуждены на уроках.
3. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология/Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.