ПРАВИЛА

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ СИСТЕМЫ

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

 

 

1. Правила по технике безопасности при проведении лабораторных занятий,
практических работ, демонстрационных опытов в помещении кабинета
(лаборатории) биологии

2. Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой
природы

3. Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-
опытном участке

4. Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

5. Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в школьном
кабинете (лаборатории) биологии

6. Инструкция по технике безопасности для учащихся во время экскурсий

7. Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки школьного
кабинета (лаборатории) биологии

I. Общие положения

1. Настоящие правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ, школ-интернатов и спецшкол системы Министерства просвещения СССР.

2. Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, одобренному постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года № 749 (пункт 7), учебная работа по дисциплине биологии, как и другим дисциплинам, проводится в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами и программами.

3. Должностные лица, ответственные за обеспечение безопасной работы в кабинетах (лабораториях) биологии, на школьных учебно-опытных участках и экскурсиях, руководствуются в своей работе по охране труда Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР, утвержденным приказом министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 года № 101.

4. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (лабораторией) биологии, учителя биологии, руководители биологических кружков, руководители работ на школьном учебно-опытном участке обязаны обеспечить безопасные условия труда в кабинете (лаборатории) биологии, на школьном учебно-опытном участке, а также на объектах, где проводятся экскурсии, и несут личную ответственность за нарушения техники безопасности и производственной санитарии.

5. Заведующий кабинетом (лабораторией) биологии и учителя биологии:

а) обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов и др.;

б) ведут паспорт на кабинет биологии и имеющееся в нем оборудование, приборы;

в) систематически инструктируют учащихся по технике безопасности.

6. Заведующий кабинетом (лабораторией) биологии, учителя этого предмета и руководители кружков один раз в 5 лет проходят курсовую переподготовку с аттестацией по охране труда.

7. Инструкции по технике безопасности для учащихся во время лабораторных занятий, практических работ на учебно-опытном участке и экскурсий в природу, разработанные заведующим кабинетом (лабораторией) и заведующим учебно-опытным участком с учетом местных условий, согласованные с местным комитетом профсоюза и утвержденные директором школы, должны быть вывешены в кабинете (лаборатории) биологии на видном месте (типовые инструкции по технике безопасности даны в приложениях 1, 2, 3, 4 к настоящим Правилам).

 

II. Требования к помещению кабинета (лаборатории) биологии и лаборантской

1. Кабинет (лабораторию) биологии целесообразно размещать на первом этаже.

2. Окна кабинета (лаборатории) должны быть ориентированы на юг, юго-восток, восток.

3. Санкцию на ввод в эксплуатацию кабинета (лаборатории) биологии при приеме школы к новому учебному году дает комиссия с участием представителей органов народного образования и санэпидслужбы, шефствующих предприятий, профсоюзной организации, органов государственного пожарного надзора, а в необходимых случаях и представителей Госгор-технадзора.

4. Помещения кабинета (лаборатории) биологии, лаборантской и уголка живой природы должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил СНиП П-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования».

Примечание. При реконструкции школьных зданий должны быть выполнены требования действующих норм проектирования.

5. Площадь помещения кабинета (лаборатории) должна составлять 66 кв. метров, а лаборантской — не менее 16 кв. метров. Высота помещения — 3,3 м.

В школах на 50 классов (1960 учащихся) должно быть два кабинета (лаборатории) биологии площадью 66 кв. метров каждый и две лаборантских площадью 16 кв. метров каждая.

Лаборантскую следует располагать смежно с кабинетом (лабораторией) биологии со стороны классной доски и соединить с кабинетом (лабораторией) дверью. Из лаборантской необходимо предусмотреть второй выход в коридор или реакриацию школы.

Уголок живой природы следует размещать не в лаборантской, а в специальном помещении, желательно вблизи от кабинета (лаборатории) биологии.

6. Удобство'и безопасность работы в кабинете (лаборатории) биол гии обеспечиваются размещением лабораторной мебели и оборудование -• Размеры лабораторных столов подбираются соответственно ГОСТу 19314-73 «Столы ученические лабораторные» (высота 660, 720, 780 мм, размер рабочей плоскости— 120x600 мм2). Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно составлять не менее 800 мм, удаленность последнего места учащихся от классной доски — не более 10 м.

7. Содержание некоторых комнатных растений на окнах кабинета (лаборатории) биологии и лаборантской допустимо в строго органичен-ных пределах, определяемых нормами освещенности школьных помещений (см. пункт 1 раздела III настоящих Правил). Остальные растения размещаются на специальных подставках. В кабинете (лаборатории) биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).

8. В школьном уголке живой природы, расположенном в помещении школы, допустимо содержать аквариумных рыб, а также других обитателей аквариума (моллюсков, гидр, низших рачков); дождевых червей, пресмыкающихся (черепах, ужей, ящериц) — в террариумах; птиц — в клетках. Млекопитающих — кроликов, хомяков, морских свинок и др.— рекомендуется содержать в особом помещении, расположенном вне здания школы, так как они издают неприятный запах. Все животные школьного уголка живой природы должны быть проверены ветврачом. Содержание диких хищников, хищных птиц и ядовитых животных в школьном уголке живой природы категорически запрещается.

9. Температура воздуха в помещении кабинета (лаборатории) биологии и в лаборантской должны поддерживаться в зависимости от климатических районов: для I А, I Б, I Г климатических подрайонов — плюс 21°С; II, III климатических районов, I В и I Д климатических подрайонов — плюс 18°С; IV климатического района — плюс 17°С. Влажность воздуха — от 30 до 60%.

10. Пребывание детей в помещении кабинета (лаборатории) биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя биологии.

III. Освещение, газовая сеть, водоснабжение, пожарная безопасность

1. Естественное и искусственное освещение кабинета (лаборатории) биологии обеспечивается соответственно требованиям главы СНиП П-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

Коэффициент естественной освещенности кабинета (лаборатории) биологии должен составлять не менее 1,5%.

В качестве источников света надлежит применять преимущественно люминесцентные лампы. При освещении лампами накаливания следует применять светильники полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения.

Наименьшая освещенность рабочей поверхности вертикальной плоскости на доске и горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола в кабинете (лаборатории) биологии и в лаборантской может достигать при системе общего освещения 300 лк.

Лампы светильников в случае выхода из строя подлежат немедленной замене.

Светильники искусственного освещения необходимо содержать в чистоте, их очистка производится не реже одного раза в 3 месяца. Очистка стекол световых проемов производится не реже 2—3 раз в год.

2. При наличии в кабинете (лаборатории) биологии газовой сети директор школы обеспечивает ежегодно:

техническую проверку этой сети;

обучение и аттестацию лиц, обслуживающих эту сеть. Газовая сеть должна быть полностью герметизирована, прочно закреплена и доступна для проверки герметичности.

Чтобы прекращать подачу газа во все газовые точки кабинета (лаборатории) на периоды, когда он не используется, на ответвлении от общей газовой магистрали в помещении, недоступном для учащихся (лаборантской), устанавливается общий газовый кран, окрашенный в красный цвет. При наличии утечки газа пользование кабинетом-(лабораторией) биологии категорически запрещается впредь до устранения неисправности газовой сети. Газовая сеть кабинета (лаборатории) биологии подлежит обязательной проверке не реже одного раза в год.

3. В помещении кабинета биологии и в лаборантской устанавливается по водопроводному крану и раковине с гидравлическим затвором.

4. Обеспечение пожарной безопасности в кабинете (лаборатории) биологии определяется Типовыми правилами пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских садов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР, утвержденными Министерством просвещения СССР 3 января 1969 года и согласованными с Главным управлением пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР 6 января 1969 года.

Кабинет (лаборатория) биологии должен быть оснащен следующим противопожарным инвентарем: огнетушители пенные и углекислотные, ведро с песком и совком.

 

IV. Хранение материалов и инструментов, представляющих опасность для здоровья учащихся

1. Все химикалии следует хранить в лаборантской в запертом глухом (со сплошными дверцами без стекол) шкафу.

2. Жидкие химикалии и растворы хранятся в толстостенных склянках с притертыми пробками, а твердые — в толстостенных банках с притертыми пробками, каждая склянка или банка с четко написанной этикеткой помещается в определенном, установленном месте. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат обязательному уничтожению.

3. В кабинете (лаборатории) биологии нельзя хранить концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде. Эти вещества должны находиться в кабинете (лаборатории) биологии в виде растворов тех концентраций (не выше 10%), которые требуются для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных занятий. Кислоты и щелочи хранятся на специально-отведенных для них полках.

4. Сосуды с огнеопасными веществами, такие как этиловый спирт, бензин, должны иметь этикетку с надписью «огнеопасно», сделанную красным цветом. Перманганат калия нельзя хранить в непосредственной близости с крахмалом, углем, которые в присутствии окислителя легко воспламеняются.

5. Категорически запрещается хранить в кабинете (лаборатории) биологии, лаборантской, уголке живой природы инсектициды и гербициды, поскольку они ядовиты.

6. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых шкафах с глухими (неостекленными) дверными створками.

 

V. Правила по технике безопасности при проведении

лабораторных занятий, практических работ,

демонстрационных опытов в помещении кабинета

(лаборатории) биологии

Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете (лаборатории) биологии для учащихся должна быть вывешена на видном месте (приложение 1). Здесь же вывешиваются инструкции по технике безопасности во время экскурсий (приложение 2) и инструкции по технике безопасности во время работы на учебно-опытном участке (приложение 3).

Особенно важно следить за соблюдением правил техники безопасности во время лабораторных занятий, практических работ учащихся, а также при демонстрации экспериментов. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл) проводится инструктаж учащихся о правилах работы с ними. Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки (ножницы — за кольца), не направлять их заостренные части на себя и на соседей. При повторном применении тех же инструментов необходимо предложить самим учащимся рассказать о технике безопасности при пользовании ими. Это относится, например, к таким работам из школьных курсов биологии, как изготовление микропрепаратов (V, VI, VIII, X классы), черенкование комнатных растений (V класс).

1. Запрещается зажигать одну спиртовку от другой. Гасить спиртовку разрешается только колпачком. В нерабочем состоянии спиртовки следует хранить в металлических ящиках.

2. Категорически запрещается иметь в кабинете (лаборатории) биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью накаливания.

3. При наличии в кабинете (лаборатории) биологии газовой сети ее включение производится учителем, ведущим занятие, путем поворота общего газового крана только на время лабораторной работы или демонстрационного опыта, требующих нагревания на пламени. Перед включением сети все краны на демонстрационном и лабораторных столдх должны быть закрыты. Сразу по окончании лабораторной работы или демонстрационного опыта учитель проводит повторную проверку кранов на демонстрационном и лабораторных столах, после чего выключает газовую сеть.

Перед проведением лабораторных работ, во время которых нагревание проводится на пламени газовых горелок, учитель инструктирует учащих-Ife, сопровождая инструктаж необходимым показом: зажигание проведать от зажженной спички, после поднесения которой к отверстию горелки газ включается путем поворота крана; регулируя поток воздуха в горелку, добиться сине-фиолетовой окраски пламени (желтая его окраска свидетельствует'о неполном сгорании газа, причем происходит выделение в воздух ядовитого угарного газа); в случае распространения пламени внутрь горелки («проскакивания») погасить горелку, дать ей остыть, закрыть подачу воздуха и вновь зажечь горелку; гасить горелку, только прекращая подачу в нее газа путем закрывания крана.

4. Перед началом лабораторных работ, во время которых используется открытое пламя спиртовой или газовой горелки, учащихся необходимо предупредить о возможном воспламенении волос и одежды при неправильном использовании горелок.

5. При проведении лабораторных работ с нагреванием жидкостей в пробирках учитель обязан сообщить учащимся правила техники безопасности: не направлять отверстие пробирки на себя или на окружающих во избежание тяжелых ожогов, которые может вызвать выплеснувшаяся при закипании жидкость; закреплять пробирки в зажимах штативов или в специальных ручных зажимах. Необходимо категорически запретить при-держивание пробирок бумажными полосками. Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов работы. К числу лабораторных работ, требующих кипячения жидкости в пробирках, принадлежит, например, изучение действия слюны на крахмал и желудочного сока на белки (VIII класс).

6. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне категорически запрещается. Такие опыты проводятся только на водяной бане (например, обесцвечивание листьев в кипящем спирту (V класс), получение спиртовой вытяжки хлорофилла по курсам V и X классов).

7. При проведении лабораторных работ с использованием стеклянного лабораторного оборудования (пробирок, химических стаканов, предметных и покровных стекол и т. д.) необходимо ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с этим оборудованием. Нельзя сильно нажимать пальцами на хрупкие стенки пробирок, химических стаканов; во избежание ранения пальцев предметные стекла необходимо брать легко за края.

8. Для проведения лабораторных работ с фиксированным в формалине материалом необходимо накануне занятия извлечь его из раствора и тщательно промыть под сильной струей воды.

9. В ходе лабораторных работ учащимся запрещается прикасаться руками к порошкообразным химикалиям и надлежит набирать их специальными неметаллическими ложечками. При использовании растворов кислот и щелочей необходимо проинструктировать учащихся о технике безопасности при работе с этими веществами: наливать их только в стеклянную посуду, не допускать их попадания на кожу и одежду, при разведении растворов кислот приливать их к воде. Приливание воды к растворам кислот запрещается.

10. В кабинете (лаборатории) биологии обязательно имеется аптечка для оказания первой помощи при травмах (приложение 5).

11. При использовании спирометра и дыхательных клапанов мундштуки приборов необходимо дезинфицировать в крепком растворе перманга-ната калия.

12. В кабинете (лаборатории) биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями комнатных растений. Допускается обработка растений мыльным раствором или мыльнг ';•« пеной, табачным настоем, 5%-ным раствором мочевины.

13. При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов. Учебные фильмы демонстрируются в кабинете (лаборатории) биологии только на узкопленочных кинопроекторах, причем пленки обязательно должны быть несгораемыми.

Выход из кабинета (лаборатории) биологии, где демонстрируются фильмы, должен вести непосредственно на лестничную площадку, в рекриацию или коридор. Вторая створка двери должна легко открываться. Около двери кабинета (лаборатории) биологии не должно быть предметов, затрудняющих свободный выход из помещения.

При демонстрации кинофильмов запрещается объединять классы, ставить стулья или стоять в проходах, запирать дверь кабинета (лаборатории) биологии. Кинопроектор не должен мешать выходу из кабинета (лаборатории).

К работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие права кинодемонстраторов, а также талон пожарной безопасности, выданный дирекцией киносети, райпожинспекцией при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов.

Киноленты следует хранить в плотно закрытых металлических коробках.

 

VI. Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы

1. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за „ животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

2. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками.

3. Для борьбы с насекомыми-вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами. Допускается обработка растений веществами, указанными в пункте 14 раздела V.

4. За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям.

5. Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т. п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными.

6. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача.

7. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) ^^полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, 1единенной с трубкой сифона.

8. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете (лаборатории) биологии (приложение 3).

 

VII. Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в халатах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IVV классов работают на участке 2 часа, с 10-ти минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т. д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т. д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Учащимся, работающим, на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, лаборантами, техническим персоналом) в отсутствии детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке неразрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 23 (половины класса). В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил техники безопасности.

 

VIII. Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

1. Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения школы, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных (змей, паукообразных, многоножек и т. п.), где нет трясин.

2. В руководстве экскурсантами учителю помогает старший пионервожатый школы, вожатые отрядов и, по возможности, родители учащихся. Желательно, чтобы на каждых 10—15 учащихся приходилось по одному взрослому или старшему школьнику. Категорически запрещается объединять для экскурсии 2 или несколько классов.

3. Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учеников класса и отмечаются присутствующие на ней. Для руководства каждой группой детей назначается взрослый или вожатый отряда. Вторая перекличка по прибытии на место экскурсии, третья — перед отправлением в обратный путь, четвертая — по возвращении с экскурсии.

4. При подвозе школьников к месту экскурсии используется общественный транспорт, их посадка осуществляется группами под руководством выделенного ранее взрослого или старшего учащегося (отрядного

вожатого). При этом в транспорт входят сначала ученики, а затем лицо, руководящее ими. В том же порядке осуществляется и высадка детей из транспорта.

В случае необходимости предоставления для экскурсии специального транспорта разрешается использовать с этой целью автобусы или закрытые грузовые машины, оборудованные для перевозки людей. Перевозка детей на открытых грузовых машинах категорически запрещается. Для управления специальным транспортом необходимо подбирать самых опытных, проверенных водителей, имеющих стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет. При перевозке детей в грузовом автомобиле необходимо, чтобы в кузове находилось не менее двух взрослых. Во время переезда учащимся запрещается высовываться из окон, входить и выходить из транспорта во время движения.

5. При изучении флоры и фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место, где его глубина у берега настолько мала, что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду учащимся запрещается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используются сачки на длинных палках. Использование лодок или мостков, расположенных над глубокими местами водоемов, категорически запрещается.

6. При проведении экскурсий запрещается использовать ядовитые вещества: хлороформ, серный эфир для замаривания насекомых.

7. При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями, такими, как дурман, белена, волчье лыко, бледная поганка и т. д., и категорически запретить ученикам пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала. В кабинете (лаборатории) биологии школы должен быть стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений.

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней. С этой целью в помещении кабинета (лаборатории) биологии создаются специальные стенды с рисунками и фотографиями, сопровождаемыми соответствующими текстами, поясняющими, чем опасно данное животное и как предупредить эту опасность.

8. На экскурсию дети должны выходить в прочной обуви и чулках или носках, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т. п., а также от укусов ядовитых животных (например, змей, тарантулов, сколопендр, скорпионов и т. п.).

Категорически запрещается школьникам снимать обувь и ходить босиком во время экскурсий.

9. Во избежание лесных пожаров и ожогов учащимся запрещается разводить костры во время экскурсий.

10. Во время экскурсий детям нельзя пить воду из открытых водоемов, поэтому каждый из них должен захватить из дому питьевую воду в бутылке.

11. Отправляясь на экскурсию с детьми, учитель обязан иметь при себе походную аптечку первой помощи (приложение 6).

12. Инструкция по технике безопасности во время экскурсий для учащихся вывешивается на видном месте в помещении кабинета (лаборатории) биологии.

 

Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в школьном кабинете (лаборатории) биологии

1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии.

2. При пользовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком: никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения.

Примечание. Если в кабинете биологии есть газовая сеть, данный пункт инструкции формулируется иначе.

Зажигая газовую горелку, сначала подноси к ней спичку, а потом открывай кран. Гаси пламя только закрытием крана. Если пламя желтое, отрегулируй' подачу воздуха и добейся сине-фиолетовой окраски пламени. В случае, если пламя «проскочит» внутрь горелки, сразу погасите ее, закрыв кран, дай ей остыть, а затем прикрой подачу воздуха и вновь зажги горелку.

Во время работы береги волосы и одежду от воспламенения. Не допускай заливания пламени кипящей жидкостью, а если это все же произойдет, сразу закрой газовый кран.

3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.

4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.

5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливай их только в стеклянную посуду. Не приливай воду к кислоте, а наоборот, кислоту — в воду.

6. При использовании порошкообразных химических веществ набирай их только с помощью специальной ложечки (не металлической!), не прикасаясь к порошкам руками. Помни, что многие из этих веществ ядовиты. То же относится и к удобрениям, которые используешь для подкормки комнатных растений.

7. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливай не в водопроводную раковину, а в стеклянные чашки или склянки, специально выставленные для этой цели.

8. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае, если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.

9. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

10. Не мой стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.

11. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом.

12. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.

 

Приложение 2

 

Инструкция по технике безопасности для учащихся во время экскурсий

 

1. Ознакомься по стенду в кабинете (лаборатории) биологии с местными ядовитыми растениями.

2. По стендам в кабинете (лаборатории) биологии ознакомься с ядовитыми растениями и опасными животными.

3. Отправляясь на экскурсию, надевай одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевай прочную обувь, чулки или носки. Во время экскурсии не ходи босиком.

4. Возьми с собой питьевую воду в фляжке или бутылке, чтобы не пить воду из открытых водоемов, где обычно бывают микробы — возбудители болезней.

5. Не пробуй ни одного из собранных растений на вкус; помни, что это может повлечь за собой отравление, а также заражение желудочно-кишечными болезнями.

6. Строго запрещается пользоваться для замаривания собранных насекомых серным эфиром, хлороформом.

7. Запрещается выкапывать растения незащищенными руками. Для этой цели надо использовать лопатки, рыхлители и защитить руки перчатками.

8. В случае какой-либо травмы обращайся к учителю. У него есть походная аптечка для оказания первой помощи.

 

Приложение 3

Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в уголке живой природы

1. Работы в уголке живой природы выполняй в халате или -переднике.

2. При пересадке или перевалке растений, пикировке рассады защищай руки перчатками. .

3. Осуществляя подкормку растений, не прикасайся к удобрениям, а набирай их пластмассовыми ложечками или шпателями.

4. Опрыскивание и опыливание растений ядохимикатами строго запрещается.

5. При чистке клеток птиц и вольер млекопитающих животных производи работу в перчатках или рукавицах. Вынимая животных из вольер, бери их за загривок во избежание укуса. Не вынимай из вольер самок, недавно принесших потомство — это грозит укусом.

6. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывать воздух из его трубки ртом. Пользуйся для этой цели резиновой грушей, вставленной в трубку сифона.

7. По окончании работы в уголке живой природы сними халат или передник и тщательно вымой руки с мылом.

8. Если во время работы в уголке живой природы ты получишь какую-либо травму, немедленно обратись к учителю и он окажет тебе необходимую помощь.

 

Приложение 4

Инструкция по технике безопасности для учащихся - во время работы на школьном учебно-опытном участке

1. Приходи на работу на школьном участке в рабочей одежде и обуви.

2. Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.

3. Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.

4. При переноске земли соблюдай нормы, указанные учителем.

5. При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

6. Соблюдай указанный учителем, ритм работы.

7. Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.

8. Работай лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги. Не перегружай лопату землей: нагружай ее не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.

9. При прополке работай обязательно в перчатках.

10. Не опрыскивай и не опыливай растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходи туда 5 суток. d

11. Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды. J

12. По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.

13. В случае какой-либо травмы сейчас же обратись к учителю; он окажет тебе помощь.

 

Приложение 5

Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки школьного кабинета (лаборатории) биологии

1. Бинты стерильные шириной 5 см — 2 шт.

2. Индивидуальный пакет первой помощи — 1 шт.

3. Бинт или марлевые салфетки стерильные (в банке с притертой пробкой).

4. Вата гигроскопическая (в банке с притертой пробкой).

5. Ножницы медицинские — 1 шт.

6. Булавки английские — 5 шт.

7. Пинцет — 1 шт.

8. Йодная настойка спиртовая — 2 флакона.

9. Мазь от ожогов — 1 баночка.

10. Перманганат калия (в банке с притертой пробкой) и его раствор.

11. Сода питьевая (в банке с притертой пробкой) и ее 3%-й раствор.

12. Борная кислота (2%-й раствор).

13. Нашатырный спирт.

14. Валериановые капли.

Примечание. Медикаменты, перевязочные средства и принадлежности, отмеченные звездочками, должны быть в аптечке уголка живой природы, если он расположен отдельно от кабинета (лаборатории) биологии, а также в аптечке учебно-опытного участка.

 

Приложение 6

Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для походной аптечки

 

1. Бинт стерильный — 2 шт.

2. Индивидуальный пакет первой помощи — 2 шт.

3. Йодная настойка — 1 флакон с притертой пробкой (3%-й).

4. Нашатырный спирт — 1 флакон с притертой пробкой. .

5. Перекись водорода — 1 флакон (3%-й).

6. Борная кислота — 2%-й раствор (во флаконе с притертой пробкой).

7. Валериановые капли во флаконе с притертой пробкой.

8. Анальгин в таблетках — 1 упаковка.

9. Ножницы медицинские — 1 шт.

10. Пинцет — 1 шт.

11. Булавки английские — 5 шт.

12. Шина из плотного картона самодельная (50x5 см) — 1 шт.

13. Жгут медицинский — 1 шт.

 

 
     
Сайт создан в системе uCoz