МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-ОПЫТНЫМ УЧАСТКАМ

 

 

Подготовила: заведующая отделом экологии ОблСЮН

Галеева Наталья Николаевна

 

 


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ.

г. Кемерово

 

 

Назначение учебно-опытного участка, его структура.

1. Учебно-опытный участок областной станции юных натуралистов создается для проведения занятий с обучающимися творческих о объединений станции, учащимися образовательных учреждений по природоведению, биологии, экологии, трудовому обучению; для выполнения обучающимися опытов, наблюдений, исследований, летних заданий экологического практикума, организации общественно полезного, производительного труда. Учебно-опытный участок ОблСЮН является базой для проведения курсов, семинаров для педагогов области по различным вопросам организации работы на учебно-опытном участке, практики студентов Кемеровского государственного университета, сельскохозяйственного института, а также проведения экскурсий для детей и педагогов области.

2. Площадь учебно-опытного участка областной станции юных натуралистов и экологов - 3 га.

3. На учебно-опытном участке ОблСЮН организованы отделы:

• цветоводства;

• лекарственных растений;

• овощеводства;

• садоводства;

• дендрологический;

• зоологический;

• Производственный.

4. Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах определяется потребностям учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями, условиями областной станции юных натуралистов и экологов и ее возможностями в приобретении семян и посадочного материала.

5. При организации производительного труда обучающихся, предусмотренного образовательными дополнительными программами, учебным планом ОблСЮН, программами каникул, соответствующие отделы УОУ могут быть расширены за счет посадок древесно-кустарниковых пород, создания питомника, новых цветников, производственного отдела для выращивания овощей и картофеля и т.п.

6. В подсобных помещениях хранятся сельскохозяйственный инвентарь, удобрения. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий. В непосредственной близости от подсобных помещений устанавливается противопожарный инвентарь. В каждой учебной лаборатории находится аптечка с необходимыми медикаментами и перевязочным материалом.

7. Вокруг учебно-опытного участка ОблСЮН создана естественная изгородь из древесных и кустарниковых насаждений, капитальный забор. Все отделы обеспечены водопроводом для полива.

8. Произведенная на участке продукция используется для озеленения территории ОблСЮН, улиц и парков города, территорий детских садов, школ, санаториев, организаций (комнатные растения, цветочная рассада, многолетние цветочные культуры, древесно-кустарниковые породы), для кормления животных зооцентра (овощные культуры), реализации населению (рассада овощных и цветочных культур, саженцы плодово-ягодных культур), благотворительной деятельности для школ-интернатов, детских домов.

 

Содержание и организация работы.

9. Основные направления деятельности обучающихся в отделах учебно-опытного участка: выращивание растений и животных, наблюдения за их ростом и развитием, проведение опытнической и исследовательской деятельности в соответствии с образовательными дополнительными программами творческих объединений.

10.Работа обучающихся на участке ОблСЮН осуществляется за счет времени, отводимого на практические занятия. Деятельность обучающихся в летнее время организуется в рамках экологического лагеря «Эдельвейс».

11.Режим труда обучающихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности. Обучающиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы в отделах УОУ из обучающихся каждого творческого объединения формируются группы не более 8 человек.

12.Работа обучающихся организуется в соответствии с программами и планом работы каждого отдела. В план работы включаются:

-         общая характеристика учебно-опытного участка (площадь, размеры, структура);

-         анализ работы за предыдущий год;

-         задачи работы на новый учебный год;

-         содержание и организация работы (перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений, перечень содержащихся животных, тематика наблюдений, опытов и исследований, перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления на занятиях творческих объединений);

-         руководство работой обучающихся в отделах участка (закрепление ответственных за работу в отделах педагогов дополнительного образования, заведующих отделами);

-         материальное обеспечение работы в отделах: определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевном и посадочном материале, кормах для животных и т.д.;

-         формы подведения итогов работы.

К плану работы прилагается схема размещения выращиваемых культур в отделах.

13.В начале учебного года (в октябре) подводятся итоги работы на учебно-опытном участке в виде выставки и праздника юннатов станции.

14.Директор ОблСЮН несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с заведующими отделов определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий обучающихся на участке, следит за развитием его материальной базы.

15.Заведующие отделами и педагоги несут ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, кормами для животных, оборудованием и инвентарем, обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности.

16.Заместитель директора по административно-хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посадочным материалом, водой для полива растений.

17. Урожай с участка и средства от его реализации учитываются i бухгалтерией и поступают в распоряжение ОблСЮН.

18. Средства от реализации продукции, полученные с учебно-опытного участка, используются областной станцией юных натуралистов и экологов на приобретение необходимого оборудования, посадочного материала, наглядных пособий для деятельности творческих объединений, книг и учебников, для поощрения юннатов.

19.Областная станция юных натуралистов и экологов освобождается от налога с оборота на реализуемую продукцию.


 

ПРАВИЛА

по технике безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке областной станции юных натуралистов.

г. Кемерово

 


ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

1. На учебно-опытном участке областной станции юных натуралистов запрещена посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На УОУ обучающиеся работают в халатах, головных уборах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок обучающиеся должны держать их - вертикально, рабочей частью вниз во избежание нанесения травм другим обучающимся.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту обучающихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими. Длина ручек лопат должна быть различной. Ее следует определять, исходя из роста обучающихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на учебно-опытном участке лейки небольших размеров. Если лейки большие, необходимо следить, чтобы обучающиеся во время работы наливали в них воду не более 1/3 вместимости леек.

6. Продолжительность работы обучающихся на учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом.

Учащиеся 4-5 классов - 2 часа, через каждые 20 минут делаются 10 минутные перерывы;

Учащиеся 6-7 классов - 3 часа; ;

Учащиеся 8-9 классов - 4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.

7. Во время каждого занятия надо разнообразить виды деятельности обучающихся, переключая их с одних видов работы на другие.

8. Перед началом каждого занятия педагог проводит инструктаж обучающихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальный ритм и нагрузку в работе мышц, а также дающих возможность предупреждать травматизм.

9. В каждом конкретном случае педагог обязан инструктировать детей, как пользоваться с/х орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

10. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и др.) проводится с помощью лопат, грабель мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

11. Во время работы нельзя разрешать обучающимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители.

12. Детям до 15 лет не разрешается подъем и переноска тяжестей свыше 4 кг.

13. При переноске грузов необходимо соблюдать установленные нормы по переноске тяжестей, равномерно нагружая обе руки.

14. Помимо правильной организации труда, обучающиеся должны быть обеспечены питьевой водой, водой для мытья рук и лица после работы.

15. Обучающимся категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

16. Обучающиеся должны быть обеспечены неотложной и квалифицированной медицинской помощью в случае травм.

17. В течение всего времени занятий на учебно-опытном участке педагог, руководящий работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечивать наблюдение за выполнением учащимися Правил техники безопасности.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

для учащихся во время работы на учебно-опытном участке.

 

1. Приходите на работу на участке в рабочей одежде и обуви.

2. Переносите заостренные с/х орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит ваших товарищей от травмы.

3. Вскапывая почву лопатой, работайте попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 мин.). Это предупредит искривление позвоночника.

4. При переноске земли соблюдайте нормы, указанные педагогом.

5. При переноске тяжестей равномерно нагружайте обе руки. !

6. Соблюдайте указанный педагогом режим работы.

7. Во избежание переутомления делайте в работе 10 минутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию педагога.

8. Работая лопатой, следите за тем, чтобы она не ранила ноги. Не перегружайте лопату землей: нагружайте ее не более, чем на 1/3 штыка. Во время работы граблями, вилами не направляйте их рабочую часть на окружающих.

9. При прополке работайте обязательно в перчатках.

10. Не опрыскивайте и не опыляйте растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходите туда в течение 5 суток.

11. He ешьте немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

12. По окончании работы на участке очистите инвентарь, сдайте его, снимите рабочую одежду и тщательно вымойте руки с мылом.

13.В случае какой-либо травмы сейчас же обратитесь к педагогу: он окажет помощь и, если нужно, отправит к врачу.

 


 

ОБ ОФОРМЛЕНИИ УЧАЩИМИСЯ ДНЕВНИКОВ НАБЛЮДЕНИЙ /ОПЫТОВ/

Для оформления дневников опытов используют обычно тетради в клетку или альбомы. Текст пишется на одной стороне тетради или альбома.

Обложка оформляется фотографией или цветной иллюстрацией по теме опыта.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

В верхней части страницы указывается место проведения опыта /город, поселок и т.д., станция натуралистов, школа, кружок/, посередине листа "Дневник опытов /наблюдений/". Ниже, справа, - научный руководитель /Ф.И.О., должность/, время начала опыта. Если дневник наблюдений одного школьника, его данные /Ф. И., класс/ пишутся сразу после слов "Дневник наблюдений". Если опыт ставили несколько учащихся, то список звена пишется на обратной стороне титульного листа.

2 лист. ТЕМА ОПЫТА, ЦЕЛЬ. Посредине пишется тема опыта и поставленная цель.

3 лист. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

Дается описание вида, сорта, культуры, над которым ведется нас дение. Возможно описание займет несколько листов дневника.

4 лист. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА.

Чаще всего из литературных данных, методических пособий полностью описывается методика постановки и проведения данного опыта или наблюдения.

5 лист. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА.

Исходя из методики проведения опыта, составляется плат, всех необходимых работ и наблюдений. Сроки ставятся приблизительные, можно по декадам.

6 лист. ХОД РАБОТЫ.

Описывается календарный процесс проведения работ. Здесь же отмечаются все фенологические наблюдения в процессе проведения опыта.

Подробно описывается и графически изображается схема опыта с вариантами и повторностями, с точными размерами.

7 лист. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА. Здесь обобщается весь ход проведения опыта в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. Указываются конечные результаты по урожаю, измерениям, взвешиваниям и т.д.

8 лист. ВЫВОДЫ.

Исходя из темы опыта, поставленной цели и результатов, делаются определенные выводы по опыту или наблюдениям.

9 лист. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Список представляется по алфавиту: автор, название источника, место и год издания. Если опыт ставился по заданию научно-исследовате ского института, лаборатории, с/х специалиста, желателен его отзыв /в конце дневника опыта/.


 

ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском смотре-конкурсе учебно - опытных участков.

1. Общие положения

1.1. Всероссийский смотр - конкурс учебно-опытных участков

(далее Смотр - конкурс) проводится в целях повышения значимости учебно - опытных участков в образовательном процессе учреждений всех типов и видов системы образования, совершенствования их организации и содержания. Основные задачи Смотра - конкурса:

·        привлечение внимания органов образования и администраций образовательных учреждений к учебно - опытным участкам, как средству обеспечения практи­ческой направленности преподавания естественнонаучных дисциплин, расши­рения и углубления знаний, развития межпредметных связей;

·        ознакомление детей с новыми технологиями в области сельского хозяйства, современными подходами и методами исследовательской и природоохранной работы

·        выявление, поддержка и распространение современного педагогического опыта эффективного использования возможностей учебно - опытного участка в образовательной деятельности.

1.2. Организацию и проведение Смотра - конкурса осуществляет Министерство образования Российской Федерации в лице Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования России.

2.Участники Смотра-конкурса

В Смотре - конкурсе участвуют коллективы образовательных учреждений всех типов и видов, имеющих учебно-опытные участки.

3.Срокн и порядок проведения Смотра- конкурса

3.1. Смотр - конкурс проводится ежегодно и включает в себя 2 этапа (региональный и заочный федеральный).

I этап -региональный проводится с июля по октябрь,

II этап -заочный федеральный с ноября по февраль.

3.2. Первый этап проведения Смотра-конкурса осуществляет региональный оргкомитет, организованный республиканскими, краевыми, областными органами управления образованием субъектов Федераций * по следующим показателям:

3.2. l. Рабочая документация:

положение об учебно-опытном участке с учетом типа, вида образовательно­го учреждения, географических и экономических условии;

инструкция по технике безопасности при выполнении работ на учебно -опытном участке, утвержденная администрацией образовательного учреждения;

план работы на учебно-опытном участке в конкурсном году.

3.2.2. Образовательные программы, реализуемые на. учебно - опытном участке (использование возможности учебно - опытного участка в образовательной деятельности педагогов разных областей знаний, деятельность профильных школ, организация учебной практики, работа летнего лагеря, экскурсионная работа, опытническая и исследовательская деятельность с учащимися и др.).

3.2.3. Структура и содержание учебно — опытного участка (разнообразие и вариативность), материально — техническое обеспечение, площадь (в га), экологическое состояние.

3.2.4. Рациональное использование возможностей учебно-опытного участка (социальные и экономические), в том числе: использование выращенной продукции на. учебно-опытном участке в учебных и хозяйственных целях (наглядные пособия, рассада и посадочный материал, лекарственное сырье и др.)

3.2.5. Практические результаты опытнической и. исследовательской работы на учебно-опытном участке;

·        соответствие результатов опытов и исследований плану работы; соблюдение агротехники выращивания, развития растений с учетом данных дневника наблюдений;

·        культура оформления учебно-опытного участка (чистота, наличие этикеток, декоративно-эстетическое оформление и др.);

·        внедрение результатов работы учащихся в местное сельскохозяйственное производство.

3.3. Региональные оргкомитеты (до 31 октября по дате отправления на штемпеле направляют в адрес Федерального оргкомитета (по адресу: 107 014, г. Москва Ростокинский проезд, д. 3. Центральная станция юных натуралистов и экологов с пометкой «Смотр - конкурс») следующие материалы:

справку об итогах проведения регионального Смотра - конкурса;

заявку на участие образовательного учреждения, представляемого региональным оргкомитетом, во 2-ом - заочном федеральном этапе с указанием наименования образовательного учреждения, точного адреса, Ф.И.О. директора и заведующего учебно - опытным участком;

материалы образовательного учреждения, представляемого региональным оргкомитетом на 2-ой этап Смотра - конкурса (согласно показателя. п. 3.2.) в форме альбомов, видеоматериалов и т.п.

3.4. На заочном федеральном этапе осуществляется:

экспертная оценка поступивших материалов; определение победителей Смотра-конкурса.

3.5. Материалы, представленные на заочный федеральный этап Смотра - конкурса не возвращаются и могут использоваться при организации постоянно действующей выставки методических материалов на Центральной станции юных натуралистов и экологов.

4. Подведение итогов Смотра-конкурса

4.1. Итоги Смотра-конкурса подводятся по результатам экспертных оценок федерального оргкомитета.

4.2. Победители определяются по всем типам и видам образовательных учреждений в двух номинациях - город - село.

4.3. Победителям Смотра - конкурса вручаются Дипломы Минобразования России и памятные призы. При наличии спонсоров возможно учреждение специальных призов.

4.4. Все участники II (заочного федерального) этапа получают свидетельства участника Всероссийского смотра - конкурса учебно - опытных участков.

 

Примечания.

В срок до 1.08.99г. органы управления образованием субъектов Российской Федерации сообщают письменно Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования России о создании регионального оргкомитета Смотра - конкурса.

Из территорий, в которых не будут созданы оргкомитеты, заявки на участие образовательных учреждений во 2-ом (заочном федеральном) этапе будут рассматриваться в порядке открытого Смотра - конкурса.

Победители Смотра - конкурса имеют право повторного участия в нем через 3 года.

 


Приложение № 1

УСЛОВИЯ

областного смотра учебно-опытных участков.

Участники смотра

В смотре участвуют коллективы образовательных учреждений всех типов и видов, ведущих работу на учебно-опытных участках.

Сроки и порядок проведения смотра

Смотр проводится с июня по сентябрь .

Областной этап проведения смотра осуществляет региональный оргкомитет по следующим показателям:

1) Рабочая документация

·        положение об учебно-опытном участке с учетом типа, вида

·        образовательного учреждения, географических и экономических условий;

·        инструкция по технике безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке, утвержденная администрацией образовательного учреждения;

·        план работы на учебно-опытном участке в конкурсном году.

2) Образовательные программы, реализуемые на учебно-опытном участке

использование возможности учебно-опытного участка в образовательной деятельности педагогов разных областей знаний, деятельность профильных школ, организация учебной практики, работа летнего лагеря, экскурсионная работа, опытническая и исследовательская деятельность с учащимися и др.

3) Структура и содержание учебно-опытного участка (разнообразие \ вариативность), материально-техническое обеспечение, площадь (в га) экологическое состояние.

4) Рациональное использование возможностей учебно-опытного участка

(социальные и экономические), в том числе: использование выращенной продукции на учебно-опытном участке в учебных и хозяйственных целя; (наглядные пособия, рассада и посадочный материал, лекарственное сырье…),

5) Практические результаты опытнической и исследовательской работы на учебно-опытном участке:

соответствие результатов опытов и исследований плану работы; соблюдение агротехники выращивания, развития растений с учетом данных дневника наблюдений;

культура оформления учебно-опытного участка (чистота, наличие этикеток, декоративно-эстетическое оформление и др.);

внедрение результатов работы учащихся в местное сельскохозяйственное производство.

Подведение итогов смотра:

Итоги смотра в городах, районах подводятся отделами народного образования. На областную станцию юных натуралистов ( по адресу: 650002, г.Кемерово, пр.Шахтеров, 10) к 1 октября с.г. необходимо представить следующие материалы:

·        справку об итогах проведения городского, районного смотра;

·        заявку на участие в областном смотре с указанием наименования

·        образовательного учреждения, точного адреса, Ф.И.О. директора и заведующего учебно-опытным участком (полностью);

·        материалы образовательного учреждения согласно условиям смотра в форме альбомов, видеоматериалов и т.п.

Победители областного смотра по двум номинациям - город,село - будут представлены на федеральном смотре-конкурсе учебно-опытных участков в г.Москве

Контактный телефон 4-25-31 (Галеева Наталья Николаевна - зав отделом экологии ОблСЮН).

 

Сайт создан в системе uCoz