Пояснительная записка
к учебному пособию по общей биологии
для школьника
Данное пособие предназначено для учащихся 10-11 классов средней школы в качестве дополнительного материала. Пособие можно использовать как отдельными блоками, так и все сразу, при изучении нового материала и при его повторении. Пособие не заменяет учебника, а служит путеводителем при изучении общей биологии. Написано пособие на основе опыта преподавания биологии в средней школе, помогает избежать трудностей, связанных с недостатками изложения материала. Сложно работать с учебником школьнику, пропустившему несколько уроков или решившему самостоятельно изучить тот или иной материал.
Пособие состоит из тем-блоков. Охватывает все темы общей биологии по программе средней школы.
Все блоки построены по одному плану:
- название темы;
- перечень основных понятий и фактов, подлежащих изучению;
- вопросы для самоконтроля.
Такое построение материала продиктовано методикой использования данного пособия.
Использовать пособие можно следующим образом:
- При самостоятельном изучении материала школьник имеет на руках короткое руководство к действию. Перечень понятий, короткое изложение материала и контрольные вопросы позволяют школьнику самому изучить тему. Эту методику можно предложить школьнику, самостоятельно изучающему тему, и школьнику, пропустившему уроки по данной теме.
- При использовании пособия, как дополнительного материала на уроках при изучении темы позволяет учителю сразу показать на вводном уроке весь объем материала, подлежащего изучению. Школьник сразу и в полном объеме получает перечень понятий, фактов, которые следует изучить. Кроме того, школьник может сам определить на первоначальном этапе понятия, на которые следует обратить внимание и на вводных лекциях, беседах будет осознанно искать ответы на интересующие вопросы.
- Аналогично можно использовать пособие при повторении материала перед экзаменами.
Выделение в тексте узловых терминов и понятий позволяет оперативно, в случае необходимости, найти необходимую информацию.
Ниже следует перечень блоков-тем с описанием понятий и фактов, изложенных в учебном пособии.
Переработанная версия по адресу http://www.licey1547.ru/Kniga/
БИОЛОГИЯ - НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Биология - наука об окружающем мире. Научный метод. Гипотеза, эксперимент, теория. Признаки живой материи. Подходы к изучению живых организмов.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД.
Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений об "изначальной целесообразности" и неизменности природы. Работы К.Линнея по систематике. Труды Ж.Кювье. Зарождение эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Искусственный отбор - как отражение в деятельности человека процессов, происходящих в природе. Искусственный отбор - путь создания пород домашних животных и сортов культурных растений. Основные положения учения Ч.Дарвина. Наследственность и изменчивость организмов. Размножение организмов в геометрической прогрессии. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор движущая сила эволюции органического мира. Творческая роль естественного отбора. Приобретение приспособлений к изменяющимся условиям окружающей среды как результат действия естественного отбора. Относительность приспособленности организмов. Вид - элементарная единица эволюции. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. Влияние хозяйственной деятельности человека на структуру и воспроизводство популяций.
Генетические процессы в популяциях. Волны жизни. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции живых организмов. Формы естественного отбора. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И Шмальгаузен). Географическое и экологическое видообразование. Результаты микроэволюции: приобретение приспособлений и видообразование
Главные направления биологической эволюции (ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация). Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (А.П.Северцов). Систематические группы. Естественная система органического мира как отражение эволюции. Основные закономерности эволюционного процесса: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Глобальные геологические и климатические изменения. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Низшие растения. Примитивные губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений (водоросли, псилофиты). Появление сосудистых растений. Папоротникообразные. Появление голосеменных. Первые леса. Эволюция животных. Возникновение хордовых. Первые наземные членистоногие. Появление челюстных рыб. Появление и расцвет земноводных. Возникновение пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Господство голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных растений. Появление птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений, рептилий. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых. Расцвет класса птиц. Развитие плацентарных млекопитающих. Появление хищных. Развитие приматов. Развитие всех отрядов плацентарных млекопитающих. Появление первых представителей семейства. Люди.
Развитие жизни на Земле в четвертичном периоде кайнозойской эры. Эволюция приматов. Направление эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди (кроманьонцы). Человеческие расы, единство их происхождения. Положение человека в системе классификации животного мира. Дарвин о животном происхождении человека. Движущие силы атропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Соотношение биологического и социального в эволюции человека. Антинаучная сущность "социального дарвинизма" и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ
Биосфера и ее границы (по В.И. Вернадскому). Биомасса поверхности суши и мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот углерода, азота, серы, фосфора, воды.
Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов, сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы. Факторы, управляющие сезонными изменениями в живой природе. Фотопериодизм. Климатические факторы и их влияние на организм. Интенсивность действия фактора и выживаемость организмов. Биотические факторы. Экологические системы: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Изменения в биоценозах. Пищевые взаимоотношения организмов. Цепи питания. Потери энергии в цепях питания. Оценка состояния и регуляция численности популяций. Взаимоотношения в экосистемах: внутривидовые, межвидовые. Продуктивность биоценозов.
Микро- и макроэлементы. Неорганические компоненты клетки: вода и ее роль в клетке; катионы и анионы и их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Основные органические вещества, входящие в состав клетки: белки, их строение и функции; жиры и углеводы как структурные компоненты и источники энергии в клетке; нуклеиновые кислоты, их типы, строение и функции, удвоение молекул ДНК, синтез РНК, АТФ.
Две формы клеточной организации живых организмов. Прокариотическая клетка на примере клеток бактерий и синезеленых водорослей. Эукариотическая клетка. Разнообразие клеточных типов у эукариот. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма и ее структура на примере клетки животных: наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, клеточный центр; органоиды движения - жгутики и реснички. Включения и их биологическая роль. Ядро клетки, строение и функции. Хромосомы, понятие о кариотипе. Видовое постоянство числа хромосом. Особенности строения клеток растений (клеточная стенка, вакуоли, пластиды).
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ
Обмен веществ и превращение энергии в клетке - основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка. Трансляция, транскрипция.
Деление клеток - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл клетки, митоз (амитоз).
Половое и бесполое размножение. Многообразие способов бесполого размножения (вегетативное, почкование, спорообразование). Образование половых клеток. Мейоз. Особенности образования и строения мужских и женских половых клеток. Оплодотворение. Развитие половых клеток и двойное оплодотворение у цветковых растений.
ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Понятие о зародышевых листках и их производных. Первичный органогенез. Дифференциация клеток и тканей. Взаимодействие частей развивающегося зародыша.
Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Регенерация. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека.
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Реализация генетической информации. Генотип. Фенотип.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Гибридологический метод исследования наследственности. Аллельные гены и их локализация. Множественный аллелизм. 1-й закон Менделя - закон доминирования. Неполное доминирование. 2-й закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующие скрещивание. 3-й закон Менделя - закон независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Нарушения сцепления генов в результате кроссинговера. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как система взаимодействующих генов. Методы генетических исследований.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ
Генотипическая изменчивость - комбинативная и мутационная. Уровень и место возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия особей в пределах вида. Классификация мутаций по уровню и месту возникновения. Частота и причины мутаций. Значение мутаций для практики сельского хозяйства. Производственные условия как возможная причина повышенной частоты мутаций у человека. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов). Цитоплазматическая наследственность.
Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием
СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ
Задачи современной селекции. Исходный материал. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов). Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора: индивидуальный и массовый. Самоопыление у перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Преодоление нескрещиваемости и бесплодия при отдаленной гибридизации растений (Г.Д. Карпеченко). Отдаленная гибридизация домашних животных. Продуктивность культурных растений и домашних животных. Селекция микроорганизмов. Значение для медицины, микробиологической и других отраслей промышленности (получение антибиотиков...).